|
Исследование политических процессов
Опросы общественного мнения
|
Название метода |
Задача |
Конечная цель |
Сроки проведения |
1. Базовый опрос
(На этапе предшествующим разработке стратегии избирательной кампании.)
|
Изучение социально-экономического положения округа, проблематика, специфические
вопросы, партийная направленность округа, авторитетные люди. А также отношение
жителей округа к представителям местной власти. |
Выявление социально-экономических особенностей округа. Оценка округа с
точки зрения силы-слабости действующей власти.
Полученные данные используются для разработки стратегии проведения кампании
В отдельных случаях подобные опросы проводятся в нескольких округах по одной
и той же схеме. На основе полученных данных подбираются округа для выдвижения
кандидатов.
|
Первый раз - с момента принятия решения об участии в выборах (за два года,
за год до выборов)
Повторный - за 4 месяца до выборов.
|
2. Опрос, направленный на изучение конкурентов |
Изучение отношения жителей округа к кандидатам, участвующим в выборах.
Оценка кандидатов проводится по следующим параметрам:
(1) рейтинг известности;
(2) уровень поддержки (положительное- отрицательное отношение)
|
Определить параметры электоральной группы поддержки основных кандидатов
(размеры, территориальные, возрастные особенности и т.д.)
На основании полученных данных смоделировать сценарии прохождения предстоящих
выборов.
|
На момент определения основных конкурентов (с окончанием регистрации) |
3. Срезы общественного мнения |
На небольшой выборке определить отношение избирателей к выдвинутым кандидатам.
Оценить изменения рейтинга известности и уровня поддержки. |
Основные задачи подобных исследований:
- определить изменения в электоральной ситуации по ходу проведения избирательной
кампании.
-дать рекомендации по корректировке проведения кампании.
- спрогнозировать результаты выборов.
|
Опрос проводится каждые две недели со дня окончания регистрации кандидатов
и до завершения сроков предвыборной агитации. Сроки могут варьироваться
в соответствии с целями и задачами кампании. Должно быть минимум два подобных
опроса после начала работы по продвижению кандидата в округе. |
4. «Формирующие опросы»
(один из видов агитации, работа со слухами)
|
В соответствии с целями и задачами кампании, специалистами разрабатывается
анкета, в которую включены программирующие вопросы.
Сами вопросы и их очередность заставляют респондента в конце интервью сделать
необходимые заказчику выводы.
Обычно опрос проводится массированно на большой выборке (около 10% от числа
зарегистрированных избирателей), большой группой интервьюеров за один день.
Но тактика проведения "формирующего опроса" может меняться в соответствии
с целями избирательной кампании.
|
Изменение общественного мнения по конкретным вопросам или в целом изменение
отношения к кандидату (нейтрализация или распространение слухов). |
"Формирующие опросы" проводятся по необходимости в соответствии
с общей стратегией и целями избирательной кампании. |
Качественные методы сбора информации
|
Название метода |
Задача/конечная цель |
Сроки проведения |
1. Фокус-группы |
В основе метода лежит групповое интервью. Специалист в соответствии с
соответствующими строгими требованиями проводит интервью сразу с группой
избирателей. Этот метод позволяет получить информацию о глубинных мотивах
электорального выбора. Но эта информация не является количественной и носит
вспомогательный характер.
То есть с помощью фокус-групп мы не можем ответить на вопрос о количестве
сторонников и противников кандидата в данном округе (это задача опросов),
но можем ответить на вопрос почему избиратели относятся именно так к тому
или иному кандидату.
С помощью фокус-групп изучают:
-существующий имидж кандидата, сильные и слабые его стороны, причины того
или иного отношения жителей округа к конкретному кандидату.
Основное преимущество фокус-группы - возможность анализировать динамику
группового процесса. То есть мы можем исследовать не только существующие
на данный момент времени представления избирателей о конкретном кандидате,
но и проследить как изменятся эти представления под влиянием тех или иных
факторов. Например, какова будет реакция избирателей на появление новых
биографических данных о кандидате: три высших образования, наличие судимости,
укрытие сведений о доходах и т.д. И как снизить негативные последствия этой
информации.
-ожидания избирателей: специфические проблемы округа и наиболее оптимальные
варианты их решения, образ идеального руководителя;
-тестирование печатной, аудио и видео продукции. В том числе выбор основной
фотографии кандидата, "обкатка" слоганов, логотипов и т.д.
|
На этапе разработки стратегии избирательной кампании - минимум четыре
фокус-группы.
В дальнейшем - по мере необходимости решения конкретных задач.
|
2. Глубинное нестандартизо-ванное интервью
(помимо сбора информации этот метод является одним из эффективных приемов
агитации, работа со слухами)
|
Группа специально подготовленных интервьюеров-коммуникаторов собирает
информацию об округе. Их задача не просто провести интервью, а вызвать респондента
на откровенный разговор и понять глубинные мотивы отношения избирателя к
тому или иному событию.
Метод позволяет изучить электоральные ожидания, проблематику округа, отношение
к кандидатам. Одна из задач метода - сбор слухов.
На этапе разработки стратегии избирательной кампании интервью проводятся
не только с обычными жителями округа, но и со "значимыми" в округе
людьми (директора школ, главврачи, руководители общественных организации,
представители властных структур, журналисты и т.д.).
На фазе активной работы избирательной кампании глубинное интервью является
одним из самых оперативных способов получения сведений об изменении общественного
мнения и о появлении новой информации о кандидатах. Но, как и в случае с
фокус-группами, этот метод является качественным и носит вспомогательный
характер.
Интервьюкры-коммуникаторы могут выступают в качестве агитаторов. Успех этого
вида агитации связан с тем, что (1) интервьюеры - это хорошо подготовленные
специалисты, (2) применяются варианты скрытой агитации, распространение
слухов.
|
В соответствии с целями и задачами избирательной кампании возможно: 1)
разовое использования этого метода;
2) налаживание регулярной работы коммуникаторов в округе.
|
Анализ документов
|
Название метода |
Задача |
Конечная цель |
Сроки проведения |
1. Электоральная история округа |
Анализ результатов предыдущих выборов.
-Особенности электорального выбора (характеристики успешных кандидатов,
партийная направленность округа)
-Распределение электоральных предпочтений по территории округа, по избирательным
участкам.
-Явка избирателей
|
Такой анализ позволяет смоделировать возможные сценарии прохождения выборов,
дать прогнозы на результаты выборов, помогает лучше понять электоральные
предпочтения. |
На этапе сбора информации. |
2. Электоральная карта округа |
Сбор и систематизация документальной информации об округе:
-демографические данные (половозрастные особенности, уровень образования,
уровень доходов, национальный состав, занятость населения, тенденции по
миграции, статистика заболеваний и т.д.)
-история округа, краеведческие материалы, герои и авторитетные люди, памятные
даты и т.д.
-экономические характеристики округа (направленность, крупные предприятия,
природные ресурсы и т.д.)
-властные структуры и общественные организации (с телефонами и численностью),
организованные коллективы,
-СМИ и т.д.
В дальнейшем эта информация ложится в основы разработки стратегии избирательной
кампании.
|
|
Анализ СМИ и другой рекламной продукции
|
Название метода
|
Задача
|
Конечная цель
|
Сроки проведения
|
1. Анализ печатных изданий пост-фактум
|
(1) Анализ рекламных материалов предыдущих выборов
(2)Анализ печатных изданий за последние четыре года
-индекс цитирования
-наиболее важные события и происшествия
|
Получение дополнительной информации о проблематике округа.
Оценка расстановки политических сил. Анализ деятельности конкурентов на
предыдущих выборов.
|
На этапе сбора информации.
|
2. Мониторинг в режиме реального времени
|
По заданной схеме анализируется вся печатная, аудио-,
видео-продукция в режиме реального времени. Ежедневные отчеты и еженедельные
аналитические записки.
|
Отслеживание деятельности конкурентов. Полученная информация
позволяет спрогнозировать дальнейшие действия конкурентов, что позволяет
эффективно вести контрпропаганду.
Так же ведется сбор материалов для дальнейшей работы юристов.
|
Постоянно на протяжении всей избирательной кампании.
|
Другое
|
Название метода
|
Задача
|
Конечная цель
|
Сроки проведения
|
1.Систематизи-рованный сбор информации с полевых структур штаба |
Обратная связь от агитаторов по их участку работы. Может осуществляться
в форме письменных отчетов по заданной схеме или брифингов (беседы - один
из элементов инструктажа агитаторов). |
Дополнительная информация о тенденциях изменения общественного мнения.
А так же один из способов проверки качества рекламной продукции и адекватности
её представления избирателям. |
Постоянно на протяжении всей избирательной кампании. |
|
|