|
Способность к обучению
|
|
Автор: Н.Е. Буланкина
Дата первой публикации: n/a
Первоисточник: n/a
Концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче вся культура нации —
ее литература, фольклор, наука, изобразительное искусство (оно также имеет
непосредственное отношение к языку и, следовательно, к национальной
концептосфере), она соотносима со всем историческим опытом нации...
Д.С.Лихачев
|
|
|
Автор: Я. Кузьминов
Дата первой публикации: 12.06.2010
Первоисточник: dp.ru
Нам с вами надо ориентироваться на ту экономику, которая будет через 20-30 лет. Это будет экономика с очень большой долей экономики впечатлений, туризма, создания предметов культуры. Я думаю, мы здесь абсолютно конкурентоспособны.
К 2040-2050 годам до половины ВВП будет создаваться интеллектуальными сервисами. У нас хорошие перспективы, но нам не надо забывать вкладываться в свой человеческий капитал. Это единственный национальный запас, куда мы можем вкладывать свои ресурсы без боязни потерять.
|
|
|
Автор: И.Д. Фрумин
Дата первой публикации: 01.06.2010
Первоисточник: slon.ru
Мы попали в большой проект: как национальные системы высшего образования отвечают на развитие глобальной инновационной экономики, как китайская, российская и индийская системы образования реагирует на изменение экономики. Когда мы начали собирать данные по России, то качественные изменения [оказались] малозаметны по сравнению с Индией или Китаем. Для нас этот вопрос стал вопросом самостоятельного интереса. Почему качественные изменения медленно происходят? Когда мы анализировали протоколы и интервью, данные опросов, мы обнаружили, что все относительно довольны сложившейся ситуацией. Мы брали следующие фокусы: администрация вузов, преподаватели, студенты, выпускники и работодатели.
|
|
|
Автор: А.В. Аистов
Дата первой публикации: 2009
Первоисточник: Экономический журнал ВШЭ. 2009. Т. 13
В работе выполнена проверка предположения о том, что для отдельных форм обучения и категорий занятых образование не является инвестициями в человеческий капитал или повышает человеческий капитал незначительно, а основная функция образования – фильтрующая. В такой ситуации сертификат об образовании или длительность обучения могут быть использованы в качестве сигналов о «природных» индивидуальных способностях и производительности выпускников при трудоустройстве и получении доходов на рынке труда. Эмпирический анализ выполнен на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения 2000–2006 гг.
Полный текст статьи (pdf)
|
|
|
Автор: Б.Г. Юдин, В.А. Луков
Дата первой публикации: 2007
Первоисточник: zpu-journal.com
Гуманитарная сторона высшего образования. Если взять само слово «образование», то оно прежде всего означает, что нечто — или в нашем случае некто — образуется, т. е. создается, сотворяется. В некотором существенном смысле речь, таким образом, идет о формировании человека как человека. Человек, стало быть, образуется.
|
|
|
Автор: И.М. Ильинский
Дата первой публикации: 2007
Первоисточник: ilinskiy.ru
Принято полагать, что основы жизни зиждутся на идеях, экономике и
политике. Но не только. Не менее важными движущими силами истории
являются страсти и страхи, желания и надежды, чувства и мысли, ценности и
мотивы отдельного человека, за которыми, как правило, следуют его
деяния. Какими будут дела человека — добрыми и созидательными или злыми и
разрушительными, зависит от того, каковы его мировоззрение,
миропонимание. А это значит, что история человечества движется прежде
всего по законам воспитания и обучения, если сказать одним словом —
образования.
Полный текст книги
|
|
|
Автор: И.М. Ильинский
Дата первой публикации: 2009
Первоисточник: ilinskiy.ru
28 января 2009 г. на заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов». Казалось бы, против чего возражать? Надо упорядочить их деятельность. Но в тексте этого закона содержатся положения, далеко выходящие за рамки обозначенного предмета. Мы полагаем, что это сделано специально, чтобы к этому закону не привлекать внимание широкой общественности и тем самым избежать серьезного анализа данного закона. Речь идет об имеющихся в этом законе новеллах о Едином государственном экзамене. В том виде, в каком его узаконили и пытаются реализовать в России, он опасен не только для образования, но и для общества в целом.
По нашему убеждению, тотальное введение ЕГЭ повлечет за собой многочисленные нарушения конституционных прав граждан, приведет к правовым противоречиям, лишит немалую часть юношей и девушек желаемых ими жизненных перспектив вследствие невозможности дальнейшего обучения в вузах.
Полный текст статьи
|
|
|
Автор: А.Л. Лукьянова
Дата первой публикации: 20.05.2010
Первоисточник: Ведомости
Исследование Анны Лукьяновой из ГУ-ВШЭ «Отдача от образования: что показывает метаанализ» демонстрирует, что, вопреки расхожему мнению, «лихие 90-е» повысили отдачу от высшего образования. Сопоставив данные ежегодных мониторингов экономического положения и здоровья и других статистических исследований, автор подсчитал «премию за знания».
Сохранение нынешней структуры отечественной экономики ведет не только к увеличению технологического отставания России от развитых стран. Ключевые позиции сырьевых отраслей и медленное развитие хайтека в будущем могут привести к уменьшению финансовой привлекательности высшего образования. Проще говоря, дипломированные специалисты не будут цениться работодателями выше их менее образованных коллег. А это, в свою очередь, может привести к дальнейшему падению качества и престижа отечественного высшего образования и оттоку талантливых студентов за границу.
|
|
|
Автор: А.Л. Лукьянова
Дата первой публикации: 28.04.2010
Первоисточник: ГУ ВШЭ
В работе использован метод метаанализа для обобщения оценок отдачи от
образования в России за 1990–2000-е годы. Наши расчеты подтверждают
интенсивный рост отдачи от образования, которая достигла 8% на каждый
дополнительный год обучения в начале 2000-х годов. С середины 2000-х
годов началось снижение отдачи от образования. Наблюдается значительный
разброс оценок отдачи в зависимости от дизайна исследования,
спецификации и методов оценивания уравнения заработной платы. Оценки
отдачи выше при использовании расчетной продолжительности обучения
вместо фактической, а также при оценивании уравнения методом наименьших
квадратов. Из независимых переменных ключевую роль играют форма
собственности и тип населенного пункта (город/село). Учет региональных
факторов ведет к уменьшению оценок отдачи от образования лишь в том
случае, если они включаются в уравнение на уровне субъектов РФ.
Полный текст исследования (pdf)
|
|
|
Автор: В.Н. ДружининДата первой публикации: 1996Первоисточник: Psychology.ruПривлекательность диагностики общих, а не специальных способностей состоит в том, что есть возможность решить «одним махом» ряд проблем, поскольку общие способности необходимы для любой деятельности и, по мнению многих исследователей, вносят основной вклад в детерминацию успешности.
|
|
|
Автор: В. Усмапов, М. Чуриков, В. Попов, А. Евстратова, Н. Резников, В. Королева, М. Рошаль, Л. Комарова, А. Рапопорт, В. Н. ДружининДата первой публикации: 1999Первоисточник: Издательство «Питер»Цель предлагаемого учебного пособия — изложение теоретических и экспериментальных оснований психологии общих способностей (интеллекта, обучаемости, креативности). В книге анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р. Кэттелла, Ч. Спирмена, Л. Терстоуна, Д. Векслера, Дж. Гилфорда, Г. Айзенка, Э. П. Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности. В приложении помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цельность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех кто интересуется психологией, педагогикой, социологией Полный текст книги
|
|
|
Способность к обучению — способность человека приобретать новые знания, умения, навыки. Способность к обучению — свойство человека как индивидуальности, неповторимой своеобразной сущности. Эта способность связана с целями жизни, т.к. именно цель как осознанный образ предвосхищаемого будущего определяет нашу жизнь в настоящем. В философии под целью понимается идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Определив некую цель и стремясь к ней, человек меняет себя и окружающий мир. Способность к обучению это и есть некий аналог способности ставить перед собой адекватные цели и достигать их.
|
|
|