Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Инвестиции в человеческий капитал: теория и практика

До недавних пор в России в отличие от развитых стран практически отсутствовала связь между уровнем дохода и уровнем полученного образования. Возможно, в начале 90-х гг. этой связи и не было, но сегодня ситуация начинает меняться: уровень дохода человека в большинстве случаев напрямую зависит от уровня образования.

По разным оценкам, более половины людей с высшим образованием принадлежат к семьям «среднего класса». Из семей, не имеющих в своем составе лиц с высшим образованием, на вхождение в средний класс претендует пока лишь десятая часть. Таким образом, наличие высшего образования, как правило, увеличивает совокупный годовой доход человека. Это увеличение достигается, прежде всего, за счет востребованности более высокой квалификации на рынке труда. Ни для кого сегодня уже не секрет, что в свое образование выгодно вкладывать не только время и силы, но и деньги.
«Учиться, учиться и еще раз учиться...» Кто на заре своей замечательной юности не слышал эти «надоедливые» слова? От родителей, учителей, преподавателей, многочисленных старших товарищей... Когда кажется, что все легко и просто и многое можно отложить на потом. И в то же самое время: кто не сожалел потом хотя бы раз, что он когда-то, «в свое время», что-то не узнал, не доучил или не закончил то или иное учебное заведение, будь то какая-то особенная школа, вуз или курсы...
Во всех этих случаях человек тратит не только свое время и силы, но часто и деньги. Вместе с тем, приобретая любые новые знания и навыки, он увеличивает свой человеческий капитал,1 который в дальнейшем будет способствовать росту доходов. Но интересно, что из-за недостатка информации будущие обучаемые явно недооценивают выгоды от вложения средств в свои навыки и способности. Поясним этот своеобразный парадокс.
Во всем мире вложения в образование – одно из наиболее прибыльных мероприятий. У нас образование долгое время было бесплатным. Сегодня, когда и коммерческие, и государственные вузы предоставляют возможность учиться на платной основе, увеличиваются возможности выбора как места, так и формы учебы. Главным следствием этого стало то, что человек может принимать активное участие в формировании своего профессионального будущего, в которое он и вкладывает деньги, платя за получаемое образование. Отметим самый важный и принципиальный момент: кроме материального выигрыша повышение уровня образования человека часто дает ему количественно трудно измеримые, но важные преимущества в виде улучшения условий труда, досуга и потребительского выбора.
Инвестиции в человеческий капитал: основные принципы и особенности
Отметим ряд особенностей, отличающих инвестиции в человеческий капитал от других видов инвестиций:
- По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до момента окончания активной трудовой деятельности.
- Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа человеческого организма, а во-вторых, степенью его морального износа вследствие устаревания знаний и изменения ценности полученного образования.
- Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей [7].
- Высокая степень риска таких инвестиций – невозможность в достаточной степени гарантировать ожидаемый результат.
Обратим особое внимание на такой принципиальный элемент в процессе накопления человеческого капитала, как время.
Каждый индивид располагает некоторым первоначальным запасом времени, который является столь же базовым, как и запас ресурсов. Это главный актив человеческого капитала, который позволяет индивиду приобретать другие активы человеческого капитала [18, с.86].
Без затрат времени человеческий капитал увеличиваться не может, а в профессии специалиста, исследователя, преподавателя до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение, так как квалификацию необходимо постоянно поддерживать [4, с.244].
Кроме того, способность индивида инвестировать в свой собственный человеческий капитал ограничена. Например, если у человека есть желание открыть собственный бизнес, но недостаточно для этого денег, то можно осуществить заем, отдавая в дальнейшем процент с прибыли. Заимствовать деньги для оплаты обучения гораздо сложнее.
На индивидуальные решения об инвестировании в высшее образование влияет величина спроса на определенных специалистов. На практике прослеживается обратная связь между ситуацией, складывающейся на рынках труда специалистов с высшим образованием, и индивидуальными решениями об инвестировании в высшее образование.
Можно выделить ряд закономерностей в соотношении заработной платы и уровня образования:
- заработки сильно коррелируют с образованием; в каждой возрастной группе более образованные работники зарабатывают больше, чем менее образованные (хотя сегодня в России настолько жесткой зависимости нет);
- заработки увеличиваются с возрастом, достигая пика, затем незначительно снижаются или остаются на одном уровне;
- заработки растут с возрастом в большей мере для более образованных работников, чем для менее образованных;
- чем выше уровень образования, тем в более позднем возрасте достигается максимум заработков [17].
Часто потенциальных студентов останавливает риск, с которым они могут столкнуться при отказе от части своего дохода сегодня ради возможности получения более высокого заработка завтра. Расчеты же показывают, что вложения в высшее образование, осуществляемые человеком, как правило, полностью окупаются и приносят ощутимые выгоды.
В практическом плане методики определения эффективности инвестиций в человеческий капитал [см. 1; 15] могут оказаться полезными для экономического обоснования размера вводимой платы за обучение. Хотя конкретную величину получить довольно сложно, можно, по крайней мере, определить ее порядок. Подобные расчеты позволяют выявить, можно ли при действующих ставках заработной платы специалистов определенного профиля ожидать устойчивого притока желающих получить данную специальность, если ввести ту или иную величину платы за обучение.
С позиций общества в целом затраты и результаты, связанные с инвестициями в высшее образование, не совпадают с суммой соответствующих затрат и результатов всех индивидов. Индивидуальный упущенный доход в данном случае интерпретируется как потерянная для общества потенциальная стоимость непроизведенных товаров и услуг. Соответственно, и увеличение индивидуального дохода, связанное с повышением уровня образования, интерпретируется как мера увеличения производительных возможностей экономики. Кроме того, повышение общего уровня образования населения в какой-то мере уменьшает его зависимость от системы социального обеспечения.
На рынке труда может складываться любая ситуация с точки зрения различий в размерах заработной платы работников, имеющих разный уровень образования и квалификации. Необходимо учитывать, что в расчетах чаще всего используются усредненные данные, в которых уровень оплаты труда специалистов, имеющих высшее образование, в целом превышает уровень оплаты труда остальных работников. В действительности же индивидуальные различия размеров заработной платы могут существенно отклоняться от среднего уровня, фиксируемого статистикой.
Так, часть выпускников вузов на протяжении всей своей трудовой жизни зарабатывает меньше, чем среднестатистический работник со средним образованием. При средней норме дохода на частные вложения в высшее образование в 10–15% в некоторых случаях у отдельных работников она может достигать 30–50% и больше, а у других – составлять отрицательную величину.
Дифференциация в оплате труда влияет на индивидуальные решения относительно инвестиций в высшее образование (при прочих равных условиях). Увеличение оплаты труда работников с высшим образованием в конкретной сфере деятельности увеличивает число людей, осуществляющих инвестиции с целью получения соответствующей квалификации. Поэтому инвестиционные решения индивидов относительно своего профессионального образования и будущей карьеры весьма чувствительны к ситуации, складывающейся на рынках труда. В то же время высокая норма дохода на частные инвестиции в высшее образование, имеющая место в настоящее время, может обернуться более низкой нормой дохода в будущем и наоборот.
Отличительная черта рынка специалистов с высшим образованием – медленное и запаздывающее приспособление предложения к колебаниям спроса. Это связано с тем, что подготовка специалистов является длительным процессом, занимающим 4–5 лет; такова же и средняя продолжительность временного лага, отделяющего сдвиг спроса на рынке труда от происходящего в результате этого сдвига изменения потока подготовленных специалистов соответствующего профиля. Рынок специалистов с высшим образованием характеризуется постоянным чередованием периодов относительного избытка и нехватки представителей соответствующей квалификации.
Западный опыт
В США примерно 60% рабочей силы составляют лица с высшим и неоконченным высшим образованием. Ставится задача довести этот уровень до 90% еще при нынешнем поколении американцев. По-видимому, вследствие этого в 90-е годы в США неожиданно высокими темпами стала расти производительность труда – на 3–4% в год.
По имеющимся оценкам, в США доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает чистые валовые инвестиции частного капитала в основные фонды (заводы, оборудование, складские помещения) [2]. Это подтверждает и тезис, что один из самых высоких в мире показателей уровня вложений в человеческий капитал напрямую связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики. Вложения в человеческий капитал дают значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект.
Л. Лесли и П. Бринкман на основе анализа данных о состоянии высшего образования США во второй половине 80-х годов провели исследование на тему «Экономическая ценность высшего образования» [16], в соответствии с которым инвестиции в высшее образование, осуществляемые частными лицами, как правило, полностью окупаются и приносят ощутимые выгоды. Например, коэффициент окупаемости частных вложений в обучение (рентабельность образования) для получения степени бакалавра составлял 13,4%, для магистра – 7,2%, для доктора философии – 6,6%. Можно наблюдать, как по мере роста образовательного и научного статуса (ступени) происходит убывание рентабельности от инвестиций в их достижение.
В развитых странах наблюдается устойчивая зависимость между уровнем образования и доходом, получаемым в течение всей жизни. По данным за 1990 год, у американцев с начальным образованием совокупный, полученный в течение всей жизни доход составлял 756 тыс. долл., с высшим образованием – 1720 тыс. долл. Абсолютный разрыв составил почти 1 млн. долл.
Следует заметить, что за последние 30 лет относительный разрыв в доходах между крайними группами фактически не изменился – можно наблюдать жесткую тенденцию (см. табл. 1).

Интересно, что на Западе желающие получить высшее образование очень чутко реагируют на изменение его цены. Выборочные обследования показали, что увеличение платы за обучение на 100 долл. в год ведет к снижению приема абитуриентов на 0,5–0,8% [6]. В России подобное рыночное поведение является большой редкостью, так как российские учащиеся в основном платят за отсутствие проблем в настоящем и будущем.
В качестве яркого примера, когда вопрос экономической эффективности имеет принципиальное значение, затронем вопрос, связанный с таким явлением на образовательном рынке, как бизнес-образование, а именно степени МВА (Master of Business Administration). Хотелось бы отметить, что принципы, лежащие в основе подобных форм обучения, вполне применимы к классическому высшему образованию.
Итак, история степени МВА началась в 1901 году в Дартмутском колледже штата Нью-Хэмпшир в США, именно тогда впервые была присвоена квалификация МВА. По расчетам специалистов организации Graduate Management Admissions Council, зарплата специалиста после получения диплома MBA должна вырастать на 56% [8]. Менеджеры в США, получившие эту степень, зарабатывают от 100 тыс. долл. США в год. Зарплаты российских специалистов, получивших образование в престижных бизнес-школах, обычно более скромные.
Для стран Западной Европы и США характерна ситуация, когда диплом престижной бизнес-школы может увеличить цену его обладателя на рынке труда вдвое [9]. И хотя первенство по подготовке специалистов МВА держат США, европейские бизнес-школы также завоевывают себе прочные позиции. При этом стоимость подготовки специалистов МВА в бизнес-школах США и европейских стран весьма высока.
Стоимость программы MBA в ведущих американских бизнес-школах составляет около 100 тыс. долл. за курс. В менее раскрученных вузах, где обучение часто ничуть не хуже, оплата меньше – примерно 40–60 тыс. долл.
Например, если учеба в Гарварде стоит около 24 тыс. долл. США в год, то учеба во французской бизнес-школе INSEAD – 26 тыс., испанской IESE – 31 тыс., а в Лондонской школе бизнеса – уже 37 тыс. [6; 9]. В Европе обучение оплачивают в основном за счет собственных средств, и проценты по кредиту там часто выше, чем в Америке.
Тем не менее подобное образование стоит вложенных в него средств. Выпускники перечисленных выше европейских учебных заведений, работающие в консалтинге, могут рассчитывать на стартовую зарплату в 77 тыс. долл. США в год, а в банковской сфере – в 92 тыс. [9]. Таким образом, на Западе сложились довольно благоприятные условия для эффективного вложения средств в образование, когда уже за первый год после окончания учебы можно заработать больше, чем было вложено средств за весь период обучения.
Показательно, что во всех развитых странах действует система надбавок за рост квалификации. В большинстве случаев желающему повысить квалификацию не приходится за это платить самому: расходы оплачивает фирма. В последнее время на Западе все больше практикуется подход, согласно которому повышение квалификации рассматривается в качестве одной из форм поощрения за эффективную работу. При этом доступ к наиболее дорогостоящим формам образования получает наиболее квалифицированный и хорошо работающий персонал (стоимость 1 часа обучения обычно приравнивается к стоимости 1 часа рабочего времени). Также дифференцированно определяется и продолжительность обучения работников [5, с.151].
Российский опыт: история и реальность
В силу тех принципов, которые лежали в основе формирования заработной платы и методов управления трудовыми отношениями, в дореформенный период заработная плата слабо коррелировала с уровнем образования и другими индивидуальными характеристиками работника.
В то же время существовавшую в России систему образования и подготовки кадров отличали как направленность на профессионально-техническое обучение и подготовку квалифицированных рабочих для отраслей производства, так и преимущественная ориентация на узкие профессионально-специализированные области. Поэтому хотя общий уровень образования и подготовки работников может быть оценен как достаточно высокий, тем не менее он не способствует мобильности и успешной адаптации индивида на рынке труда.
Таким образом, в настоящее время продолжает наблюдаться несоответствие структуры имеющегося образовательного потенциала как по объему, так и по качеству структуре спроса, предъявляемого сегодня рынком труда.
В центрально-планируемой системе организации заработной платы наблюдалась весьма слабая зависимость между личностными характеристиками работника, его навыками и умениями, с одной стороны, и теми заработками, которые он получал, – с другой. В ней априори были заложены основы для низких норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал.
Результаты эмпирических оценок, полученные в 1980-х и в начале 1990-х гг., демонстрировали относительно «скромные», по мнению исследователей [12], нормы отдачи от инвестиций в образование в дореформенный период. Норма отдачи от инвестиций в образование варьировалась от 2,3% для среднего до 5% для высшего образования. И это, по нашему мнению, соизмеримо с процентами по вкладам (около 3% годовых), действующими в то время, и, следовательно, находится на «разумном» уровне. В то же время и последнее десятилетие не привело к серьезному «сдвигу» в отдаче от человеческого капитала в пользу более образованных работников.
Слабый эффект профессионального опыта, обусловленный теми переменами, которые переживает российская экономика, в свою очередь, свидетельствует о большей востребованности более молодых работников, обладающих большей мобильностью, активностью и адаптивностью. В результате новый опыт работы в рыночной экономике становится более ценным и значимым, чем тот, который был приобретен 10–15 лет назад.
Заслуживают внимания и другие, на наш взгляд, неоднозначные факторы, обусловливающие относительно низкие нормы отдачи от инвестиций в человеческий капитал в России. Так, например, в соответствии с одной из гипотез считается, что в результате больших инвестиций в образование, характерных для советской системы, возникло перенакопление «капитала образования», избыточное предложение которого и лежит в основе относительно низкой отдачи человеческого капитала.
Однако, согласно другой гипотезе, низкие нормы отдачи могут быть объяснены наличием структурных диспропорций в них самих, когда, скажем, ценность старого человеческого капитала понижается, обусловливая снижение отдачи, хотя новый человеческий капитал мог бы при этом обеспечивать высокую отдачу.
Сравнительный анализ норм отдачи от инвестиций в человеческий капитал у работников, занятых на предприятиях различных форм собственности, показал: работники новых частных предприятий имеют сравнительно более высокие нормы отдачи от инвестиций в образование и, напротив, более низкие нормы отдачи от профессионального опыта и стажа работы [12].
По оценке экспертов Мирового банка, Россия по уровню образованности занимает сегодня примерно 25-е место в мире. Кстати, это ее наиболее высокое место по всем принятым в мире параметрам для оценки конкурентоспособности страны. По другим показателям (качество жизни, правовой климат, состояние производственной инфраструктуры) Россия опускается примерно на 50-е место, отставая от стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии [14]. Государство, инвестируя в систему образования, тем самым гарантирует предоставление каждому человеку возможности максимально полно реализовать тот ресурс свободы, который всем в разной степени дается образованием.
По некоторым оценкам, в нашей «бесплатной» системе образования семьи тратят на «поступление» своих детей в вузы примерно один миллиард долл. США в год: на официальные курсы по подготовке в институт, платные базовые школы, репетиторство (настоящее и псевдо) и взятки [13]. При этом только около 20% населения способно платить за получение образования. Одной из основных причин возникновения подобной ситуации, на наш взгляд, является достаточно высокая плата за обучение в первую очередь в государственных вузах, имеющих право на определенную квоту обучения студентов на платной основе.
В Москве цена получения дневного высшего образования в государственном вузе с именем колеблется от 1200 до 5000 долл. США в год, а это от 6 до 25 тыс. долл. за весь период обучения. При этом размер платы за предоставляемое в них образование практически не изменился и после валютного кризиса 1998 года.
Приведем некоторые данные. Например, цена учебы в ведущих отечественных технических вузах страны колеблется от 1200 до 1800 долл. США в год, медицинское образование стоит порядка 3000 долл., а юридическое (Государственная юридическая академия) – около 4000.
Юридическое и финансовое образование продолжает оставаться одним из самых дорогих и престижных. Обучение в Высшей школе экономики, Российской экономической академии им. Плеханова и Московском государственном институте международных отношений является одним из самых дорогих. В то же время экономическое образование можно получить и «за меньшие деньги», поступив в Финансовую академию при Правительстве РФ, на экономический факультет в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова или Государственный университет управления.
Теперь о реальных результатах, которые может принести человеку учеба. Уровень образования относят к основным факторам, определяющим позицию человека на рынке труда. Чем больше запас накопленного человеческого капитала, тем меньше риск попасть в ряды «лишних людей». Отмеченная закономерность характерна и для российского рынка труда [10].
Число предлагаемых платных краткосрочных вариантов обучения, направленных на получение не только различных профессиональных навыков, но и полноценных специальностей, в последние десять лет постоянно растет. Ситуации получения дополнительных знаний, как правило, рассчитаны на такие «промежуточные» результаты, как смена места работы, единоразовое повышение заработной платы или (и) должности. Поэтому потребность в переподготовке или повышении квалификации будет возникать у человека не один раз в течение его активной трудовой деятельности. Очень часто бывает, что дополнительное краткосрочное платное образование уменьшает риск безработицы.
В России высшее образование стоит 15–20% от цены подобного ему образования в американских и европейских университетах. В то же время на практике столь высокая цена западного образования вполне оправданна. Бесспорным преимуществом полученного на Западе образования является наличие гарантий для человека, как в отношении величины его будущего дохода, так и в достижении им впоследствии определенного социального статуса. Более того, средства, вложенные в образование, возвращаются уже в первые годы после начала активной трудовой деятельности человека в условиях западных экономик. Тем самым создаются благоприятные условия и для инвестирования в свой человеческий капитал каждого индивида, и для увеличения человеческого капитала государства.
Что касается российских бизнес-школ и степени МВА: заинтересованность в подобных специалистах год от года растет. И несмотря на то, что подобные структуры довольно быстро адаптируются к постоянным изменениям в нашей экономике, они все еще остаются неконкурентоспособными по сравнению с аналогичными западными. Вследствие этого российские граждане стремятся получить бизнес-образование «не дома».
И это несмотря на то, что образование в российских бизнес-школах на порядок дешевле – 4–5 тыс. долл. за курс, однако и такой диплом на рынке труда ценится гораздо меньше [8]. Кроме того, не каждый российский студент платит из собственного кармана: некоторых материально поддерживает работодатель, кто-то получает стипендию. Хозяевам и совладельцам компаний гораздо проще: они обычно обучаются за счет фирмы. Однако большинство россиян рассчитывает на кредит западного банка, уезжая учиться в Европу.
Любопытно, что российские студенты часто не ставят перед собой конкретной цели – зарабатывать больше после окончания программы. Для многих ценность представляет само образование. Тем не менее большинство стремится получить степень MBA, чтобы кардинально изменить свою жизнь: например, перейти в другую сферу деятельности.
Качество российских MBA-программ пока оставляет желать лучшего. Основные проблемы: мало преподавателей-практиков и слишком много теории. Тем не менее хорошее MBA-образование дают российские программы, аккредитованные известной бизнес-школой США, Великобритании или Ассоциацией программ МВА.
Проводимые в разное время исследования изменения удельного веса лиц с различным уровнем образования, а также взаимосвязи между показателями уровня образования и продолжительностью жизни, образованием и уровнем безработицы населения с различной образовательной подготовкой характеризуют некоторые аспекты социальной эффективности образования.
Наиболее общие сведения о социальной эффективности образования дают показатели, характеризующие изменение образовательного уровня трудоспособного населения (см. табл. 2).

Характерной чертой последних лет является постоянное повышение уровня образования населения: высокий общеобразовательный уровень рабочей силы значительно облегчает ее приспособление к постоянно изменяющимся условиям производства, к структурным сдвигам в экономике.
Другими важными показателями социальной эффективности образования являются зависимости продолжительности жизни от уровня образовательной подготовки: между уровнем образования и состоянием здоровья населения, какими бы показателями оно ни измерялось, прослеживается устойчивая взаимосвязь.
Индивиды, имеющие более высокий уровень образования, в среднем живут дольше. Это связано с тем, что лица с лучшей образовательной подготовкой имеют больше возможностей эффективно использовать свой «капитал здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, как правило, избирают профессии, не связанные с вредными и опасными условиями труда, разумнее пользуются медицинскими услугами.
Важным показателем социальной эффективности образования является уровень безработицы среди различных по образованию групп населения. Проводимые расчеты на основании имеющихся данных об уровне безработицы в разных странах (в т.ч. России) среди населения трудоспособного возраста свидетельствуют о сильной корреляционной связи между образованием и уровнем безработицы: уровень безработицы падает с повышением образовательной подготовки населения. Это объясняется тем, что образование делает труд человека более эффективным, повышая ценность более образованного работника на рынке труда. Данные о зависимости масштабов безработицы населения от уровня образования также отражают тенденцию роста сложности труда, которая ведет к повышению требований к уровню квалификации работника во многих профессиях.
Экономические субъекты постоянно сталкиваются с проблемой принятия решений по поводу оправданности расходования ресурсов (времени, денег, сил) в целях повышения будущих доходов. Так как использование человеческого капитала (независимо от источников его формирования) зависит от самого индивида, то мотивация экономических субъектов становится одним из главных рычагов в управлении человеческим потенциалом как экономики в целом, так и предприятий и домохозяйств в частности. Поэтому и государством, и фирмами должны создаваться определенные экономические условия, в которых накопление человеческого капитала будет и выгодным, и престижным.
Говорят, что заработная плата – мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии. Согласно данным ЮНЕСКО, 60% разницы в доходах людей приходится на образование, а 40% – на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение) [6]. Поэтому, вкладывая средства в свое образование, человек в большой степени определяет свое будущее.

1 Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный конкретным человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства. Все перечисленное способствует росту производительности труда, эффективности производства и заработков (доходов) конкретного человека. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К основным формам «инвестиций в человеческий капитал» обычно относят расходы на: образование, здравоохранение, рождение и воспитание детей, а также весь спектр расходов, связанных с подготовкой человека к производству (включая поиск необходимой информации, миграцию в поисках занятости и т.д.).


Е.В. Сумарокова,
кандидат экономических наук, научный сотрудник
Института макроэкономических исследований при
Министерстве экономического развития России


Литература
1. Балацкий Е.В. Дисконт-фактор в расчетах рентабельности вложений в человеческий капитал // «Общество и экономика». 2000. № 11–12.
2. Беккер Г. Не жалейте денег на людей // «Business week»: 1996. № 6.
3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
4. Галаева Е.В. Исследование человеческого капитала в зарубежной литературе (реферат книги Орда Нордхога «Человеческий капитал в организациях») // «Общество и экономика». 1997. № 7–8.
5. Галаева Е.В. Направления и механизмы профессионально-квалификационного роста работников на предприятии // «Общество и экономика». 1997. №7–8.
6. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 1999.
7. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала.: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
8. Завьялова В. Что после МВА? (Карьера) // «Финанс», № 4 (45) 2–8 февраля. 2004.
9. Иванющенкова М., Фуколова Ю. Ум взаймы // «Коммерсантъ «Деньги». 1998. №1 (155), 21 января.
10. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации// «Проблемы прогнозирования». 2000. № 5.
11. Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. М.: Аспект- пресс, 1995. С.47.
12. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Российская программа экономических исследований. Научный доклад № 99/04, декабрь 1998.
13. Педагогическая дилемма // «Новая газета», 2000. № 65, 20–26 ноября.
14. Савицкая Н. Конец мифа о российском образовании// «Независимая газета». 2000. 6 декабря
15. Сумарокова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал: проблемы и решения. М.: Советский спорт, 2001.
16. Leslie L., Brinkman P. The Economic Value of Higher Education. N.Y.: Macmillan Publishing Company, 1988.
17. Psacharopoulos G., Woodhall M. Education for Development. An analysis of investment choices. N.Y.: Macmillan Publishing Company, 1991.
18. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont: C&C, 1970.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Имидж-студия «28»Имидж-студия 28
Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill


Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 27
l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 27
l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 27
l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных