С позиций экономической науки проблема «человеческого капитала» как фактора экономического роста предприятия выдвигает производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Творческие силы человека, его знания и навыки нуждаются в количественном и качественном измерении.
Современная мировая экономика отличается изменением экономической парадигмы. Разница между экономикой ХХ и ХХI веков, а также типом экономического мышления заключается в том, что при технократическом подходе (ХХ в.) в качестве основы и определяющего элемента экономического потенциала предприятия выступала материально-техническая база производства. На этом основании базировалась система анализа воспроизводственных процессов, хозяйственная эффективность предприятий, критерием которой выступали объемы отдачи элементов производства.
В новой экономической парадигме в центр анализа социально-экономического развития ставится способность экономики к эффективным, качественным и структурным сдвигам, что напрямую зависит от человека.
Человеческие возможности в любых системах являются определяющими в достижении поставленных целей. Однако исследование человека как живого носителя знаний, творческих способностей и сил, при помощи которых он изменяет окружающую среду, не только было, но и является и будет актуально в мировой научной мысли.
Очевидно, что экономика функционирует на одной и той же группе факторов; однако в настоящее время главным фактором производства выдвинуты знания человека.
Технократический подход обеспечивал экономический рост экономике, но привел к тому, что человеческий капитал при этом перестал являться фактором или ресурсом экономики, поскольку фактор — это движущая сила экономики предприятия, производящая экономический эффект, а ресурс — источник дохода предприятия. Поэтому при технократическом подходе человеческий капитал являлся пространством, где должен был произойти прорыв.
Научное направление в мировой экономической мысли, развивающее систему взглядов, выраженных в концепции «человеческий капитал», находится на уровне, который характеризуется конкретным научным вкладом в полученные результаты (ресурсом). Данная проблема получила развитие в работах Д.В. Зеленина, определяющего категорию «человеческий капитал» как запас знаний и информации, которыми владеет человек.
А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренков<1>, рассматривают человеческий капитал как совокупность качеств человека (здоровье, образование, профессионализм), приносящих доходы предприятию. Е.Е. Гришнова<2> определила эту категорию как способность людей к участию в процессе производства, совокупность воплощенных в них потенциальных возможностей приносить доход (индивидуальный и общественный); автор включает в категорию «человеческий капитал» природные особенности и таланты, а также приобретенные — образование, профессиональные знания, квалификацию и навыки. Мнение других исследователей (в частности, Е. Бородиной) базируется на той основе, которая определяет человеческий капитал не собственно как живых людей и не знания сами по себе: «Это — совокупность проинвестированных общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, не отделимы от него и практически используются в повседневной жизни»<3>.
<1> Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренков. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. — СПб: «Наука», 1999. — С. 21.
<2> Гришнова Е.Е. Человеческий капитал. — Киев: Знание, 2001. — С. 245.
<3> Бородина Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста //Экономика Украины № 7/2003. — С. 51.
Мы определяем понятие «человеческий капитал» как включенную в общественно-экономические отношения способность людей активизировать процесс производства посредством личностных потенциальных возможностей, базирующихся на развитых физических и духовных качествах и способностях человека.
Известный российский ученый в области менеджмента Л.И. Евенко<4> считает, что произошла смена четырех концепций, прежде чем внимание руководителей стало обращаться именно на человеческий капитал, а не на трудовые ресурсы, персонал, человеческие ресурсы, человека.
<4> Евенко Л.И Уроки американского менеджмента (вступительная статья). Основы менеджмента. — М.: Дело, 1992. — С. 5—17.
Так, концепция использования трудовых ресурсов на предприятии известна с конца ХIХ в. до 60-х годов ХХ в. Вместо человека на производстве рассматривалась лишь его функция — труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платой. Эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме, а в нашей стране — в эксплуатации труда государством. Центральное место здесь занимают вопросы затрат и результатов труда, оценки вклада сотрудников в общие итоги предприятия, снижение затрат труда и увеличение выпуска продукции.
В концепции управления человеческими ресурсами предприятия человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как ресурс — элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов: трудовой функции, социальных отношений, состояния работника. В Российской практике эта концепция используется как «активизация человеческого фактора». Человеческие ресурсы определяются совокупностью качеств человека (здоровья, образования, профессионализма), влияющих на результаты его деятельности.
Концепция управления персоналом предприятия, развивающаяся с 30-х годов, рассматривает человека в бюрократических организациях через формальные функции (занимаемую должность), а управление персоналом — как административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции). В системе управления персоналом учитываются вопросы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
Иногда систему управления персоналом определяют как совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей в организации, иногда — как совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.
В концепции «управление человеком на предприятии» в качестве главного субъекта организации и особого объекта управления выступает человек. Основоположники этой концепции — японские менеджеры. В частности, К. Мацусита и А. Морита считают, что в зависимости от желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Эта концепция связана с теорией всестороннего развития личности, созданной российскими учеными — Л. Выготским и Л. Зеленовым.
Выделим еще одну категорию — «человеческий потенциал» — которая предполагает, что в процессе производственной деятельности используется не только рабочая сила, но и творческие способности человека. Этой концепции в управлении работниками на производстве придерживаются С. Валентей и Л. Нестеров, считая важным введение понятия «человеческий потенциал» в качестве базового элемента в духовном развитии людей, отражающих духовные потребности общества<5>. Основную проблему исследования человеческого потенциала они усматривают в оценке возможностей человеческого развития и управления ими с учетом внутренних организационных и внешних факторов окружающей среды.
<5> Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики № 2/1999. — С. 90—102.
К классификации Л. Евенко, помимо человеческого потенциала, добавим еще категорию «людские информационные ресурсы» (сторонником ее является С. Дятлов), в которой выделяют не индивида как носителя человеческого капитала, а индивида как потенциал информационных ресурсов, носителем которых в любом обществе является человек, обеспечивающий динамизм общественного прогресса и высокие темпы экономического роста.
Такое разнообразие подходов к участию человека в трудовом процессе и ускорении темпов производства свидетельствует о необходимости более четкого подхода к использованию данных терминов.
Понятие «капитал» выражается через систему отношений, возникающую и формирующуюся в процессе определенной деятельности по поводу использования определенных ресурсов с целью получения прибыли. Совокупность способностей человека не является капиталом, потому что сами по себе они ничего не значат. Включение в систему общественно-экономических отношений определенного набора способностей, знаний и навыков человека дает возможность определять их как капитал. Капиталом становится реализация знаний и навыков индивида в производительном труде, когда целью производства выступает получение прибыли.
Следуя определению, данному К. Марксом категории «капитал», необходимо отметить, что он выделял основной и оборотный, постоянный и переменный виды капитала и определял их через категорию «стоимость», которая авансируется на приобретение определенных ресурсов, имеет особенности обращения. Переменный капитал — это та часть капитала, которая превращается в рабочую силу и в процессе производства изменяет свою стоимость<6>. По данной логике можно определить человеческий капитал как стоимость, авансированную и овеществленную в виде запаса знаний, навыков, информации, способностей и здоровья, приносящих прибыль на производстве. Поэтому во многих современных экономических исследованиях человеческий капитал определяется как накопленные в результате инвестиций способности человека.
<6> Маркс К. Капитал. Т.1. — М.: Политиздат, 1973. — С. 220.
Для всестороннего осознания сущности человеческого капитала следует сначала обратиться к выявлению сути основных составляющих данного понятия, которые находятся на стыке гуманитарных и экономических наук: человек и капитал.
Человек, являясь физическим существом, в то же время является существом общественным (социальным), поэтому нельзя сводить человека к экономическим категориям. Человек — носитель определенных природных индивидуальных способностей и талантов, которыми его наделила природа и развило общество. На развитие качеств и способностей человек расходует определенные физические, материальные и финансовые ресурсы. Природные способности и приобретенные общественные качества по своей экономической роли сродни природным ресурсам и физическому капиталу.
Подобно природным ресурсам, человек в своем первоначальном состоянии не приносит никакого экономического эффекта; после осуществления определенных затрат (подготовки, обучения, повышения квалификации) формируются человеческие ресурсы, которые могут приносить доход, подобно физическому капиталу.
Однако категории «человеческие ресурсы» и «человеческий капитал» не тождественны друг другу. Человеческие ресурсы могут стать капиталом в том случае, если будут приносить доход и создавать богатство. Это означает, что человек займет определенное место в общественном производстве путем самоорганизованной деятельности или продажи своей рабочей силы нанимателю, используя собственные физические силы, умения, знания, способности, талант. Следовательно, для преобразования человеческих ресурсов в действующий капитал необходимы определенные условия, которые обеспечили бы реализацию человеческого потенциала (ресурсов) в результаты деятельности, выраженные в товарной форме и принесшие экономический эффект.
Капитал физический представляет собой категорию, под которой подразумевают здания, машины, оборудование, использующееся для производства товаров и услуг. Физический капитал, объединяясь с трудом, превращается в фактор производства, который используется для создания товаров и услуг, включая новый капитал. Получается, что наиболее важной чертой капитала является то, что сам он представляет собой продукт производства.
Человеческий капитал как продукт производства представляет собой знания, умения, навыки, которые человек приобретает в процессе обучения и трудовой деятельности, и как любой другой вид капитала, имеет способность накапливаться.
Как правило, процесс накопления человеческого капитала носит более длительный характер, чем процесс накопления физического капитала. Это процессы: обучения в школе, вузе, на производстве, повышение квалификации, самообразование, то есть непрерывные процессы. Если накопление физического капитала длится, как правило, 1—5 лет, то процесс накопления в человеческий капитал — 12—20 лет. Основными характеристиками человеческого капитала являются особенности, отраженные на рисунке 1.
Рис. 1. Виды капитала и его характеристики
Накопление научно-образовательного потенциала, лежащего в основе человеческого капитала, имеет существенные отличия от накопления материальных ресурсов. На начальном этапе функционирования человеческий капитал за счет постепенного накопления производственного опыта имеет низкую ценность, которая не уменьшается, а накапливается (в отличие от физического капитала). Процесс повышения ценности интеллектуального капитала обратен процессу обесценения физического капитала.
Как было отмечено выше, накопление человеческого капитала — процесс непрерывный. По свидетельству аналитиков после двадцатилетнего стажа трудовой деятельности начинается моральный и физический износ квалификации и знаний персонала предприятий, то есть начинается процесс обесценивания человеческого капитала, а окончание трудовой деятельности означает полную амортизацию накопленных знаний и опыта. Однако некоторые исследователи считают, что этот запас не подвержен полному износу.
«Амортизация» (с лат. — «погашение», «смерть») материально-вещественных средств производства строится таким образом, чтобы до конца срока деятельности полностью списать их стоимость. Ускоренное воспроизводство физического капитала требует постоянного производства с применением новых знаний, что является условием обновления человеческого капитала. Однако такая закономерность действует в стабильной экономике: в условиях российской действительности ускоренное воспроизводство физического капитала не может служить фактором обновления человеческого капитала, потому что физический капитал является изношенным и нуждается почти в полной замене. Состояние его физического и морального износа и темпы его воспроизводства не способствуют развитию новых знаний в обществе в целом и человеческого капитала на предприятии в частности.
В связи с этим разграничим понятия «знания» и «человеческий капитал».
Знания определяют как постижение действительности человеком, то есть знание можно представить в виде «незадействованного» человеческого капитала. Для перевода их в действующий человеческий капитал необходимы определенные усилия на преобразование незадействованного человеческого капитала в трудовые и практически важные для предприятия навыки персонала. Так, знания, получаемые в школе, вузе должны подкрепляться практическим опытом на производстве. Знания как нематериальные блага нуждаются в преобразовании их в действующий капитал. Это процесс двусторонний: с одной стороны, необходимы знания и желание самого человека (они возникают, если его доходы увеличиваются), с другой, — определенные условия, которые обеспечат реализацию знаний и желаний индивида перевести их в человеческий капитал (в результаты деятельности, выраженные в товарной форме). Знания без конкретного их применения в жизни недееспособны.
Механизмом формирования человеческого капитала является инвестирование в человека, то есть целесообразные вложения в индивида в виде денежной или другой форме, способствующие, как указано выше, с одной стороны, приносить доходы человеку, а с другой, — приводить к росту производительности труда. Затраты, способствующие повышению производительности труда, можно рассматривать как инвестиции; текущие затраты осуществляют с тем расчетом, что они будут многократно компенсированы более высокими прибылями в будущем.
Следовательно, из всех видов инвестиций инвестиции в человеческий капитал наиболее важны, и различаются они следующим образом:
-
инвестиции в образование (обучение в школе, институте, повышение квалификации на производстве);
-
расходы на здравоохранение, обеспечивающие физическое и умственное здоровье индивида (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание);
-
улучшение жилищных условий, способствующее восстановлению сил работника и усилению его умственной деятельности);
-
соответствующее питание.
Перечисленные виды инвестиций создают условия для качественной трудовой деятельности, способствующей использованию человеческого капитала.
Особенностью вложений в человеческий капитал является то, что приумножение знаний и опыта индивидов способствует росту производительности капитала, воплощенного в людях, не сразу. Этот процесс, как правило, пролонгирован во времени.
Общее и специальное образование улучшает качество, повышает уровень и запас знаний, но, как было сказано выше, без полученных на производстве навыков и опыта, знания не являются человеческим капиталом, однако на настоящий момент — это важнейшая компонента вложений в человеческий капитал.
Инвестиции в образование — единовременные затраты ресурсов, предполагающие повышение производительности труда в будущем и, кроме того, они связаны с конкретным человеком. По сравнению с инвестициями в другие формы капитала, данный вид инвестиций является наиболее выгодным с точки зрения человека и общества в целом, поскольку приносит достаточно значимый по объему и продолжительный по времени экономический и социальный эффект. Для предприятия инвестиции в человеческий капитал также могут считаться значительными, но в то же время рискованными, именно потому, что они персонифицированы. С уходом человека на другую работу, где созданы более благоприятные условия, человеческий капитал «уходит» вместе с ним.
Инвестирование — предпосылка к формированию капитала, но не само его производство. При производстве человеческого капитала инвестиции выступают как внешние вложения денежных средств в человека. Производство человеческого капитала — это процесс создания производительных способностей человека с помощью инвестиций в специфические процессы его деятельности: образование, повышение квалификации, переподготовку, укрепление физических сил и морального духа и т.д. Активами знания и способности человека становятся в том случае, если они применены на производстве. Активы человеческого капитала являются рычагами, которые обеспечивают экономическое положение предприятия и самого человека в обществе; на национальном и индивидуальном уровнях они определяют функционирование и экономический рост предприятий.
Человеческий капитал включает следующие сочетания индивидуальной и производственной деятельности:
-
во-первых, сочетание природных и приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей и физической энергии с востребованностью их на производстве с последующими оптимальными затратами;
-
во-вторых, сочетание знаний и опыта, использующегося человеком в сфере общественного воспроизводства, с ростом производительности труда и повышением эффективности производства;
-
в третьих, запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и соответствующего мотивирования работника;
-
в-четвертых, увеличение индивидуальных доходов сочетается с воспроизводством человеческого капитала в широком понимании (дополнительное образование, профессиональная переподготовка реинвестируются в производственную деятельность).
Происходит процесс кругооборота: собственно человеческий капитал способствует эффективности производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. Этот процесс бесконечен, поскольку стремление к увеличению индивидуального и национального богатства и есть стратегия вечного.
Развитие человеческого капитала и экономического роста предприятия строится на следующем алгоритме:
Мотивация является исходным основанием и условием для инвестирования в человеческий капитал. Как видим, процесс развития человеческого капитала носит развивающий характер; обновление человеческого капитала сопровождается развитием возможностей и способностей индивида с последующей их реализацией. Поэтому мотивами, движущими этот процесс, могут быть как материальные, так и духовные, на которые указывал А. Маслоу: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самоуважения.
За счет увеличения индивидуальных доходов собственников человеческого капитала растет национальный доход страны — так можно обосновать физиологические потребности индивида и страны.
Индивидуальные умения и опыт, которыми наделен отдельный человек, могут заставить его принимать обоснованные правозащитные решения — таково влияние потребностей безопасности на развитие человеческого капитала. Обоснованные рациональные решения большинства людей создают атмосферу безопасности в обществе.
Повышая индивидуальную производительность труда, человек способен выполнять ту работу, которая имеет большую социальную ценность — так социальные мотивы оказывают влияние на развитие человеческого капитала.
Новые идеи, научные разработки, внедряемые в практику, повышают уважение к людям, их предложившим и воплотившим, — таково влияние мотива уважения на развитие человеческого капитала.
Развитие интеллекта и генерация новых технических и технологических идей приводят человека к самоуважению.
Таким образом, прослеживается система взаимосвязанных элементов: развитие рыночной экономики и социальных факторов в обществе позволяет «задействовать» факторы развития человеческого потенциала, приводящие к росту производительности труда на предприятиях, росту эффективности предприятия за счет внедрений новых технологий и инвестирования в персонал. В качестве интегративной основы указанной системы может выступать человеческий капитал (рис. 2).
Рис. 2. Система развития человеческого капитала и обществаНесмотря на то, что знания всегда были одним из важнейших условий развития производства, уникальность современного этапа заключается именно в накоплении человечеством знаний в таком количестве, в котором они перешли в новое качество, превратившись в главный фактор производства.
Рассмотрим на примере значимость категории «человеческий капитал». До недавнего времени считалось, что земля — главный фактор развития Центрального Черноземного региона (для других регионов этот фактор являлся дефицитным); рабочая сила почти во всех регионах Российской Федерации — достаточный фактор производства. Однако экономика регионов и ее развитие свидетельствуют о том, что земля потеряла свое исключительное значение, экономически богаты регионы, не обладающие этим исключительным фактором, но развивающие промышленное производство с учетом человеческого капитала.
Уже в ХХ веке была выявлена относительность факторов производства. По мнению Э. Карневейла, людские ресурсы, взятые в исторической ретроспективе, замещают собой другие. Как пишет А.Н. Исаенко: «В 1890 г. на долю ресурсов, получаемых от земли, включая минеральные, энергетические и пищевые, приходилось 50% валового внутреннего продукта, в 1957 г. — только 13%. К началу 80-х годов ХХ века — уже менее 10%, и на то время отдача от людских ресурсов достигла 4/5 всего внутреннего продукта»<7>.<7> Исаенко А.Н. Человеческий капитал в современной экономике // США-Канада: ЭПК № 2/2000. — С. 116.Значение капитала, вложенного в материальные ресурсы, снижается. Эффективность сельского хозяйства, пищевой промышленности все меньше определяется материальными активами: размерами землевладения, производственными зданиями, машинами, техникой; в большей степени ценность предприятий формируют «нематериальные ресурсы» — идеи, предприимчивость и творчество персонала, стратегически-интеллектуальное объединение партнеров и т.д. Главное, на что расходуются ресурсы, — это генерация идей, поиск информации, ее обработка, быстрое практическое их применение для производства продукции и получения прибылей.Т.И. Овчинникова, профессор кафедры экономики и менеджмента
Воронежской государственной технологической академии,
д.э.н.О.В. Гончарова, соискатель кафедры экономики и менеджмента
Воронежской государственной технологической академииМ.Г. Хорева, соискатель ГНУ НИИ экономика и организация
АПК ЦЧР РФ