Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Язык и культура в отечественном образовании

bulanina.jpg
Автор: Н.Е. Буланкина
Дата первой публикации: n/a
Первоисточник: n/a

Концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче вся культура нации — ее литература, фольклор, наука, изобразительное искусство (оно также имеет непосредственное отношение к языку и, следовательно, к национальной концептосфере), она соотносима со всем историческим опытом нации...

Д.С.Лихачев

Общеизвестный факт, что культура и ее выразительные средства — разнообразные языки — функционирующие на многочисленных занятиях по освоению программного материала в школе/вузе, во время самостоятельного получения обучающимся научного фундаментального и прикладного знания, в ходе поиска и использования полученной информации по тому или иному вопросу в процессе общения непосредственно с другими людьми и с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, обладают неограниченными потенциальными возможностями влиять и на целостное понимание человеком окружающей действительности, и на системное становление индивидуальной личностной картины мира, и на расширение или сужение концептосферы конкретного человека.

В свете данной сентенции автору статьи видится один из возможных путей эффективного совершенствования отечественного образования в расширении творческих возможностей каждого участника, каждой личности в пространстве культурного самоопределения с помощью выразительных средств самой культуры — языкового, а точнее, полиязыкого самовыражения человека. Взяв за исходное понятие языковой личности, в статье системно и последовательно развивается идея становления и развития полиязыковой концептосферы педагога в целях эффективной самореализации непосредственных участников в коммуникативном пространстве образовательной среды школы (средней и высшей). В свою очередь, это должно найти отражение и актуализироваться в умении общаться, вступать в партнерские паритетные отношения во имя понимания и взаимопонимания на уровне мировоззрения и многочисленных языков культуры в сложных условиях социальных отношений в культурном пространстве российской и мировой действительности, иными словами, в культуре общения. А потому в статье предпринята попытка представить разнообразную палитру современной концептосферы российской культурной образовательной практики в целях осмысления становления и развития полиязыковой концептосферы современного учителя/преподавателя.

Глобальные изменения, происходящие в жизни российского общества и всего мирового сообщества (информатизация, непрерывная коммуникация, стремление к интеграции государств наций и народов, объединение целых регионов, с одной стороны, и одновременно разъединение, непонимание и недопонимание, отрицание либо размывание общечеловеческих ценностей, с другой стороны), приводят к появлению новых социально значимых ориентиров в системе современного образования, среднего и высшего — сегодня все более востребованы не только квалифицированные специалисты, но и творческие личности, которые сами «добывают» необходимые знания, на их основе вырабатывают новые социально значимые знания и несут за новое ответственность при внедрении в реальную окружающую действительность.

Эти явления имеют место быть на фоне чрезвычайно актуальной для всего человечества и для образования проблемы поликультур и полиязычий. О языке, культуре, о взаимодействии культур и межкультурной коммуникации и культуре человека написано, сказано, пишется и говорится немало. Концепт «человек и его мир» включает, по меньшей мере, три мира: окружающий нас внешний мир как реальность;мир представлений и понятий человека об этой реальности, его видение этого мира; мир слов, обозначающих эти представления и понятия, языковой мир. Все эти миры связаны между собой человеком, который и часть внешнего мира, и одновременно продукт и творец двух других — внутренних миров, создающих как концептуальную, или культурную, так и языковую картину мира. Картины эти и национальны, и универсальны, когда отражают общечеловеческие моменты. Они настолько оформлены, закреплены в поколениях и в национальных культурах, что могут производить впечатление независимого и отчужденного от человека объекта. Человек и его язык, его внутренний мир неразделимы. Соответственно, человека нельзя изучать вне языка, и язык нельзя изучать вне человека. Культура может поверхностно меняться под влиянием идеологии, пропаганды, политических требований времени. Язык — неподкупный свидетель, он, как известно, не только отражает, но и хранит культуру, и передает ее от поколения к поколению. Над ним не властны правительственные указы, соображения коммерческой выгоды или жажда власти (С.Г. Тер — Минасова, 2008).

Язык представляется непрерывно работающей и развивающейся способностью к общению с другими, которая формирует личность своего носителя, определяет его место в обществе, его судьбу; язык — это и особый дар, который принадлежит не одному носителю, а целому языковому коллективу, всему народу, объединенному этим языком, это не личная, а общественная собственность. В век Интернета человеческое общение создает все большее количество языковых миров и использует в них весь арсенал языкового сотрудничества. Более того, полноценное понимание родной культуры невозможно без знакомства с культурой и языком других стран, так как, «изучая язык того или иного народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность. Изучая эту систему и сознательно сравнивая ее с собственной, мы лучше постигаем последнюю» (Л.В. Щерба, 2002).

Вот почему обращение к мировоззренческим основаниям, возвращение внимания к личности, к ценностям её духовного мира — одно из ведущих направлений развития современной отечественной образовательной практики. Данная тенденция является актуальной, так как все мы являемся свидетелями и непосредственными участниками ценностного конфликта, вызванного сменой, часто неорганичной, граничащей с патологией, социальных связей, сложной макроэкономической ситуацией с одновременным наложением на этот процесс метаморфозами в культурной и образовательной парадигме.

Человек, как известно, погружен в триаду «язык-речь-общение», где, прежде всего, через выбор языка общения и самовыражения он приходит к культуре, становится в ней. В свою очередь, речевая культура личности является творческим трамплином для самосовершенствования, для ее самореализации. Речевая культура — составная часть культуры народа, связанная с использованием языка. Она включает в себя сам язык с его национальной спецификой, с его социальными и функциональными разновидностями, различиями в формах воплощения в речи (устная и письменная). Речевая культура — это также совокупность общезначимых для данного народа речевых произведений, система речевых событий и речевых жанров, обычаи и правила общения, присущее данному народу соотношение вербальных и невербальных (лингвистических и экстралингвистических) компонентов общения, способы сохранения и передачи языковых традиций. Каждый народ имеет свою речевую культуру.

Единство мира культуры определяется неделимостью последнего, действующего как целостное «существо». Культура не существует вне своего живого носителя — человека. Индивид усваивает её через язык, воспитание, живое общение с другим(и). Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание личности традицией и незаметно для индивида изменяются в процессе культурных практик. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в культуре нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и преобразовывает саму культуру, ее языковые концепты.

Сравнительное изучение цивилизаций относительно всего времени существования Homo Sapiens доказывает их фактическое сосредоточение на одном отрезке (примерно 3500-2000 лет до нашей эры). За это время прошло полный цикл развития множество языков. Некоторые в прошлом языки транскультурного общения и так называемые общеимперские языки в реликтовом состоянии существуют и в наше время (ассирийский, потомок арамейского; санскрит; латинский). Полилингвистичность эпохи Средневековья отличалась бóльшим разнообразием, чем в период гегемонии на Востоке Империи Хань, а на Западе — Римской империи (I-II вв. н.э.). Мировые религии придают особый статус латинскому, арабскому языку и санскриту. Технологические сдвиги раннего Средневековья (возможность получения дешевого железа в больших количествах) привели к размыванию границ урбанизированных центров и ойкумены варваров. С конца ХVII в. французский язык становится международным средством общения западноевропейской аристократии. Английский и немецкий языки получают широкое распространение благодаря сдвигам в технологии, приведшей к бурной индустриализации Великобритании, США и Германии ХIХ в.

Особый тип взаимодействия языков связан с культурными контактами между народами и их языками, не обусловленными войнами и победами одними над другими и борьбой за существование на некоторой территории. Для нашего времени, шире — для «нового времени», характерно формирование больших культурно-исторических общностей, включающих широкий круг этносов и языков. Это тоже своего рода «языковые союзы», которые не исключают ссор между участниками союза, и войн, и конкуренции, борьбы за ведущую роль, — но эти поверхностные отношения не препятствуют глубокому взаимодействию культур и языков, а сами предстают как частный случай взаимодействия. Изучение иностранных языков, как и языков других народов, проживающих в пределах одного государства, рассматривается обычно с узко утилитарных позиций — как средство межнационального общения, установления полезных взаимосвязей, знакомства с иноязычной литературой и т. п. Однако пока эта задача на российском образовательном пространстве решается в целом слабо. Между тем, давно замечено, что освоение других языков, даже «мертвых» (например, латинского или древнерусского), оказывает большое влияние на расширение словарного запаса людей, на обогащение их понятийного аппарата, эстетических вкусов, способствуя более глубокому и многогранному постижению окружающего мира и самопознанию.

Подобно тому, как в культуре каждого народа есть общечеловеческое и эмоциональное, так и в семантике каждого языка есть отражение как общего, универсального компонента культур, так и своеобразия культуры конкретного народа. Универсальный семантический компонент обусловлен единством видения мира людьми разных стран и культур. Это проявляется на разных уровнях семантической организации языка. В любых культурах говорящие нуждаются в различении субъекта и объекта действия, предмета и признака тех или иных временных и пространственных отношений. Межкультурное сходство самих процессов языкового общения проявляется в том, что все языки различают говорящего (и слушающего) и не участника общения (в этом назначение категории лица), вопросы и утверждения; всюду в сообщение вплетаются модальные или эмоциональные оценки того, о чем идет речь, или самой речи.

Различия между языками, обусловленные различием культур, заметнее всего в лексике и фразеологии, поскольку номинативные средства взаимодействуют с внеязыковой действительностью. В любом языке есть слова, не имеющие однословного перевода в других языках. Это безэквивалентная лексика — в основном, обозначения специфических явлений местной культуры. Выявлению этих общностей и различий, трудностей понимания и преодолению этих трудностей и необходимо посвятить часть работы учителя-практика. Вот почему в рамках гуманизации образовательного процесса исследование роли языка в становлении полиязыковой культуры личности приобретает первостепенную значимость для решения многих глобальных проблем развития современного общества. Если первый, базовый слой культуры заключен в предметной деятельности человека, где созидаются вещи, второй — в процессах общения людей, порождающего идеи и представления, то ее третий слой представлен системой духовных ценностей и культурных достижений (концептов). Последние могут иметь форму философских концепций, религиозных догматов и откровений, а также реализуются в символике художественной деятельности, в разнообразных формах искусства, то есть, в языковых концептах.

Языковая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование материальной и духовной культуры как основы социокультурного пространства личности, создает в свою очередь полиязыковое пространство сознательной человеческой деятельности (труд, познание, общение). Антропологически самосознание, как и сознание, возникло на основе двух реальных предпосылок — труда и общения. В труде представлены его побудительные мотивы (как положительные, конструктивные, так и отрицательные, деструктивные) и конкретное предметное содержание. В процессе общественно разделенного труда у людей и появилась необходимость тесного общения, обозначения той трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновению языков. Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказывания. Эта система кодов и получила решающее значение для дальнейшего развития сознательной деятельности человека, для его эффективной ориентации в культурных практиках. Искусственные стимулы-средства (термин Л. С. Выготского), являющиеся как бы психологическими орудиями, которыми оперирует человек в своей психической деятельности, позволили состояться общению, в процессе которого происходит дальнейшее языковое самоопределение как важная составляющая культурного становления компетентной личности, ее духовно-нравственного самосознания.

Следовательно, все это, несомненно, существенно влияет на интеллектуальное и духовное развитие личности, а потому полиязыковая культура в целом, независимо от утилитарной полезности, представляет самостоятельную ценность. В свете изложенного овладение полиязыковой культурой можно рассматривать и в качестве средства, и цели в системе смысложизненных ориентаций человека. А потому постановка и эффективное решение проблемы эффективного освоения полиязыковой культуры как основы формирования концептуального видения мира человеком, его концептосферы, должно стать в современном образовании одним из приоритетных направлений на уровне страны, регионов, отдельной школы, отдельного учителя и ученика. Иными словами, образование, становясь при предложенном подходе важнейшей частью культуры человечества, призвано подготовить человека к предстоящей жизни в обществе, к профессиональной деятельности на его благо. Человек как система отношений со средой разнообразной жизнедеятельности (труд, познание, общение, творчество) включается в процесс освоения культурных ценностей и норм для формирования нравственно-профессионального поведения в гармоничном гражданском обществе. В процессе освоения культурных ценностей человек формирует свои качества для открытого реального проявления их в обществе.

В свете изложенного перед педагогом как носителем высокой культуры и поликультуры стоит задача в совершенстве владеть всей палитрой человеческого языка, с помощью которого усваиваются и приобретаются современные концепты образовательной культурно-ориентированной практики. Язык — это объективная реальность и одновременно он связан со сферой сознания, с духовной жизнью людей. Но нет сомнений в том, что он есть реальность социальная. Он существует вне каждого из нас и независимо от нашего бытия и сознания. Мы рождаемся и умираем, а язык народа продолжает существовать. Но он не может существовать безотносительно к обществу, которое состоит из отдельных людей, не может существовать безотносительно к самосознанию этноса, к коллективному общественному сознанию и языковому самосознанию говорящих на нем отдельных людей.

Информационно-образовательное пространство в рамках определенного исторического времени является важнейшим фактором становления сознательной человеческой деятельности в силу сигнификационной функции языка. Язык, заключенный в коллективном сознании народа, — эта та реальность, к познанию которой призван приобщить ученика педагог любой учебной дисциплины, выразительными средствами естественнонаучного и гуманитарного знания. Любой язык ставит нас перед необходимостью и одновременно дает нам возможность представлять континуум мирозданья как дискретное множество разных вещей, которое поддается упорядочению при помощи системы идей, являющихся значениями слов. Эту задачу решает каждый человек, овладевая первым, родным языком. Соответствующая способность видеть мир через слова остается пожизненно, это необходимая компонента того качества, которое называется разумом. Овладевая полиязыковой культурой, человек тем самым расширяет свои возможности.

Человек через культуру, как совокупность достижений, формирующих ценностные ориентации и служащих развитию человека, формирует свою культуру как совокупность способов деятельности для формирования культурной традиции общества. Причем культура является не средством развлечения и отвлечения от сложных проблем жизни, а средством познания и преобразования человеком мира и себя и действенным фактором всестороннего и гармоничного развития личности. Не познав культуры своего народа, своего Отечества, невозможно понять культуру другого народа, тем более в неё интегрироваться. Более того, развивающаяся национальная культура даёт тот импульс национальной гордости, без которой нет патриотизма, нет национального единства государства, а значит, невозможно развить национальную школу, производство, тем более интегрироваться в полиязыковое образовательное пространство.

Вот почему ведущим педагогическим концептом современного педагога (школьного учителя, вузовского преподавателя) становится эффективное культурное самоопределение личности в образовательном процессе (личностно-ориентированный подход). Оно должно приобрести непременно позитивную ценностную ориентацию (аксиологический подход), позволяющую личности правильно ориентироваться в современном глобальном информационном пространстве (киберпространстве), осмыслять его как совокупность культурных достижений (культурных концептов) человеческого общества, готовиться к взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур.

Иными словами, в структуре концептосферы личности педагога и, в первую очередь, учителя, наставника, носителя высокой культуры, данный концепт становится приоритетным, так как обучающиеся на всех занятиях должны получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способными к участию в диалоге культур для решения типовых и проблемных задач с применением вербальных и невербальных знакоформ отражения психической деятельности. Языки (вербальные и невербальные), являющиеся своего рода психологическими орудиями и неотъемлемой, самой важной частью культуры, которыми оперирует человек в своей психической деятельности, позволяют состояться общению (через текстообразование, восприятие, интерпретацию, понимание), в процессе которого происходит дальнейшее культурное самовыражение личности (использование языка личностного смысла и языка ценностей).

Как известно личность — это мера присвоения человеком общечеловеческой, т. е. принадлежащей всем людям данной эпохи, сущности или совокупности общественных отношений. Но возникает вопрос, каким образом все отношения данного общества могут быть усвоены отдельным человеком? Характер подобного присвоения вытекает из самой природы человеческой практики, в конечном счете, из природы труда. На социальном уровне человеческой эволюции более сложный опыт, накопленный человечеством, не передается по наследству, он застывает в орудиях производства, в общественно-экономических отношениях, в культуре. В связи с этим каждое новое поколение и отдельный человек должны заново овладевать опытом жизни поколений и развивать его дальше. Этот опыт человечества, его культуру индивид может присвоить себе только через систему культурных образовательных практик при помощи его воспроизведения, т. е. развить в себе сформировавшиеся в истории человечества способности. Человек, нация или культурное сообщество видят свою предшествующую жизнь сквозь экран знания, в такой же мере дают объективную картину этой жизни, в какой выражают невозможность вновь пережить и присвоить её. В передаче опыта и заключается механизм прогресса, т.е. присвоения человеком всечеловеческой, общественно-экономической и производственной сущности, ориентируясь на собственные социальные навыки и умения, а также опыт педагогов, наставников. В связи с этим актуально звучит высказывание выдающегося философа Г. Гегеля, который утверждал, что «культурным человеком является тот, который может делать всё то, что делает его сосед (по человечеству), но немного лучше». Как известно, мышление не преподаётся, оно формируется всем укладом учебно-воспитательного процесса и укладом жизнедеятельности будущего специалиста. А потому выполнение подобной задачи предполагает развитую мировоззренческую и методологическую культуру самого профессорско-преподавательского состава, сформированную полиязыковую концептосферу, под которой в широком смысле этого слова, понимаем приведение мировоззренческой и общей культуры к уровню, соответствующему развитию самосознания личности на основе достижений современной науки и передовой практики, искусства и философии.

В свете изложенного представляется, что в полиязыковой концептосфере педагога должны найти отражение следующие важные концепты.

Школа — это то обширное, пока, к сожалению, единственное культурно-образовательное пространство, где реализуются потенциальные способности личности обучающегося (школьника, студента, будущего специалиста), которые в данное время ещё не проявились и не выявились. Более того, школа/вуз формируют новые социокультурные и профессиональные ориентации, лежащие в основании ведущих компетенций человека, а главное — потребности личности, обогащающие и гуманизирующие её. Следовательно, в школе должны быть представлены все области, составляющие в единстве культуру человечества: науки (общеобразовательные, технические, специальные, гуманитарные, учебные предметы), в сумме дающие тот фундамент знаний, который позволяет человеку ориентироваться во всей системе производства.

При этом философия выступает как методологическая и мировоззренческая основа личности, искусство — как особый способ познания и преобразования себя и мира, как фактор высвобождения и формирования творческого потенциала личности. Предметы обучения должны быть представлены в учебном процессе на равных, т. е. 50 % гуманитарных дисциплин и 50 % естественнонаучных и специальных, причём основной уклон должен быть сделан на гуманитарные науки, а в последующем на этой основе формируются технические и специальные знания, навыки и умения.

Школа и вуз должны иметь подразделения, обеспечивающие не только теоретическое усвоение знаний, но и практические навыки и умения во всех областях знаний, а также профильные знания. Иначе говоря, жизнедеятельность в школе должна быть построена таким образом, чтобы профильные науки, искусство и философия составляли органичные условия и средства этой жизнедеятельности с тем, чтобы в последующем они стали обязательной составляющей в жизнедеятельности человека, а также в профессиональной деятельности специалиста.

Кроме того, каждое теоретическое и практическое занятие, наряду с задачей усвоения определённого знания, должно выявлять мировоззренческое и нравственно-эстетическое содержание этого знания, его общечеловеческий смысл и предназначение. Успех гуманитарного, в частности, непрерывного педагогического образования, отвечающего требованиям современного социально-экономического развития, должен заключаться не столько в расширении количества учебных дисциплин, сколько в овладении методологией научно-гуманитарного познания потому, что формирование диалектического мышления невозможно осуществить в рамках какой-либо одной специальной дисциплины.

Добротность, доступность, нацеленность на инноватику, в основании которых личностное, субъектное видение знаниевой составляющей образования и разрешение возникающих в ходе освоения востребованных личностью и обществом проблемных вопросов и задач выступают важными показателями и напрямую связаны с инновационным преобразованием общества и становлением культурно образованного человека.

Перечисленные показатели позволят судить о потенциале образовательной системы и ее способности к воспроизводству поликультур и полиязычий в концептосфере личности, в его деятельности в целом — труде, познании, общении.

Н.Е.БУЛАНКИНА, д-р философ. наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, зам. директора МПГУ (филиал в г. Новосибирске)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Имидж-студия «28»Имидж-студия 28
Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill


Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 27
l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 27
l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 27
l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных