Анонс событийМеждународная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения «Национальный проект - Россия»1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия |
Выступление П.А. Шашкина, ответственного секретаря Экспертного совета «Экономика и этика»Дата первой публикации: 30.04.2010 Первоисточник: отдел Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества Выступление Павла Александровича Шашкина, ответственного секретаря Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, генерального секретаря Клуба православных предпринимателей на Всемирном саммите религиозных лидеров (Баку, 26-27 апреля 2010 года). В течение последних лет Русская Православная Церковь была одной из первых, кто инициировал публичную дискуссию о способах реформирования современной экономической системы с опорой на нравственные ценности мировых религий. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался по данной теме, было принято несколько программных документов, в том числе Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, одобренный Межрелигиозным советом России, поэтому мне бы хотелось в своем выступлении обозначить только некоторые ключевые моменты, представляющие очевидный интерес для данного форума. Лейб-мотив выступлений Его Святейшества заключается в том, что успех модернизационной политики, особенно в условиях глобализации, возможен только при условии сохранения и приумножения духовного и культурного наследия народов, их национальных традиций, укрепления нравственных основ общественной жизни, уделения особого внимания значению «человеческого капитала». Модернизация экономики, создание более справедливых форм хозяйствования и социальных отношений — это нравственный императив, без реализации которого дальнейшее стабильное развитие невозможно. Однако рациональный менеджмент, рациональная организация жизни, технократический подход к решению проблем совсем не означают успешность реформ, достижение высокого качества человеческой жизни и укрепление социальных связей. Модернизация должна осуществляться на основе фундаментальных нравственных ценностей, с учетом традиций и менталитета народа, в противном случае, ее идеи и цели не будут адекватно восприняты обществом. Поэтому и тема преодоления последствий мирового экономического кризиса не может нами рассматриваться вне контекста пересмотра системы ценностей, лежащих в основе современной глобальной экономической системы. Экспертный совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Кирилле дал свою оценку ситуации, сложившейся в мировой экономике, особо подчеркнув, что первопричина кризиса — в деградации нравственной мотивации хозяйствования, в утрате высшей цели экономики, заключающейся в построении гармоничного и справедливого общества. Вполне очевидно, что в основе любой человеческой деятельности лежат ценности, определяющие конечный результат того или иного процесса. Экономика не является исключением. Если рост материального благосостояния и погоня за наживой ставятся во главу угла, а накопление материальных благ становится не средством, а самоцелью, стабильное экономическое и социальное развитие общества исключено. Доминанта личной заинтересованности в успешной хозяйственной деятельности не должна, с христианской точки зрения, нивелировать общественный интерес, «общее благо», которому, в конечном счете, и служит хозяйственная деятельность как на национальном, так и на международном уровне. Иными словами, ни работодатель, ни работник, ни акционер не должны действовать в ущерб обществу и тем нравственным принципам и ценностным ориентирам, на которых зиждиться общественный строй. В противном случае социальные связи распадаются, а корысть и эксплуатация становятся «нормой». Но если это все же происходит, то любые формы стяжания прибыли становятся «коммерчески оправданными», от финансовых спекуляций до занижения и невыплат заработной платы работнику или его необоснованного увольнения. Но так ли это выгодно в долгосрочной перспективе? Ведет ли подобное хозяйствование к экономическому процветанию и политической стабильности? Опыт последних десятилетий показывает обратное. По мнению нашего Экспертного совета, «слабость господствующей в мире экономической парадигмы — в ее отчужденности от нужд и чаяний обычного человека, от его устремлений и ценностей. Экономическая модель, основанная на примате интересов банковского капитала над реальным сектором, неизбежно ведет к несправедливости в распределении результатов человеческого труда — товаров, услуг, интеллектуальных достижений. Закономерным итогом такой политики становится монополизация рычагов управления экономикой в руках касты „избранных“, не считающих нужным заботиться о справедливой оценке вложенного труда остальных членов общества». Сегодня очевидно, что социальные диспропорции, разрыв в доходах между богатыми и бедными растут в геометрической прогрессии, что не способствует мирному и гармоничному развитию. Именно этому были посвящены заявления в связи с глобальным экономическим кризисом основных духовных лидеров, в числе которых и Святейший Патриарх Кирилл. На эти же проблемы задолго до текущего кризиса указывали участники предыдущего Саммита религиозных лидеров в 2006 году, напомню, что в итоговом заявлении саммита, в частности, говорилось: «Международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, то есть приносящей благо людям. Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества, включая религиозные общины, как на национальном, так и на глобальном уровне. Концентрация большей части богатств мира в руках немногих на фоне крайней нищеты огромного числа людей, особенно детей, — это глобальная трагедия. Она определенно продолжит мировую дестабилизацию, угрожая миру на планете. Мы призываем все народы вернуться к жизни в умеренности, самоограничении и деятельной справедливости. Это обеспечит полное надежды будущее грядущих поколений и выбьет почву из-под ног террористов и экстремистов». Неутешительный прогноз, к сожалению, оправдался. Удивительно, но то, о чем говорил будущий Патриарх Кирилл в 2007 году, в В практическом плане ценности справедливости, эффективности и общественной солидарности, по мнению нашего Патриаршего совета «Экономика и этика», должны выразиться в проведении такой экономической политики, которая как международном, так и на национальном уровне преследовала бы цели:
Общность нравственных ценностей и социальных задач, которые стоят сегодня перед основными религиями в современном мире, позволяют надеяться на то, что эта политика сможет быть воплощена в жизнь.
|
Авторизация
|
||
Орлова Светлана ЮрьевнаКаков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать
Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра городаОбобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое
Базовая психологическая модель человеческого капиталаВо все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных |