Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века


Автор: М.М. Назаров
Дата первой публикации: n/a
Первоисточник: Социально-гуманитарные знания. 1999. С. 11-21

Современная российская действительность с убедительностью демонстрирует возможности массовой коммуникации как средства формирования «моделей» социальной реальности, как важнейшего источника нормативных образцов, циркулирующих в обществе В статье мы сконцентрируем свое внимание на некоторых ключевых, на наш взгляд, вопросах взаимоотношений средств массовой коммуникации, общества и государства*. Рассматривать эти отношения будем под углом зрения того, что российское общество может ожидать от институтов массовой коммуникации в преддверии XXI века Выделим два аспекта рассмотрения — «внутренний» и «внешний».

Особая значимость первого связана с тем, что кардинальные трансформации, определяющие в целом уникальность современного этапа российской истории, неминуемо отразились на особенностях взаимоотношений государства, общества и средств массовой коммуникации, Важность второго аспекта определяется тем, что на пороге нового тысячелетия эти отношения с неизбежностью оказываются «вписанными» в современные процессы глобализации Прежде всего нас будет интересовать то, как глобализация может влиять на процесс формирования национальной идентичности, политической культуры, т. е на ту сферу, где роль национальных средств массовой коммуникации всегда является существенной. Невысокая разработанность проблематики определяет то, что свою задачу мы ограничиваем в большей степени постановкой вопросов, нежели изложением готовых ответов.

Как известно, в советский период функционирование средств массовой коммуникации происходило на основе принципа «партийности в идеологической деятельности». Деятельность журналистов находилась в единстве с решением задач экономики, культуры, воспитания людей. Существовала явно выраженная система дозирования информации, цензуры и санкций по отношению к институтам массовой коммуникации со стороны вышестоящих партийно-государственных органов. Средства массовой коммуникации находились в государственном ведении и не могли принадлежать частным владельцам. В постсоветский период постепенно стало формироваться то, что принято называть информационным рынком. В настоящее время на рынке средств массовой информации среди центральных печатных изданий почти не осталось газет, акциями которых не владели бы крупные финансово-промышленные группы. Аналогичный процесс разворачивается и в отношении электронных масс-медиа. Характерно, что большинство инвесторов на российском рынке рассчитывают сейчас не столько на прямые прибыли, сколько на возможность влияния на общественное мнение.

Наряду с этим следует учесть и другое. В течение всего последнего десятилетия практически все государственные телевизионные каналы получали и получают недостаточное бюджетное финансирование. Это, среди прочего, обусловливает активный поиск дополнительных средств, в том числе от акционирования, реализации дополнительного рекламного времени и других источников. Таким образом, влияние рыночных механизмов в сфере государственного телевещания также неуклонно возрастает. Естественно, что все это так или иначе не может не-сказаться на содержании материалов нынешних российских средств массовой коммуникации В этой связи весьма актуальным является поиск обоснованного баланса рыночных и государственных, или общественных, механизмов регулирования деятельности последних. Сейчас идея «свободы печати» стала рассматриваться многими в качестве самодостаточной при обосновании эффективности действия рыночных механизмов в области массовой коммуникации. Проследим ход их мысли.

Считается, что рынок обеспечивает свободный от предвзятости, невидимый механизм свободного обмена идеями в обществе. Причем рыночная конкуренция в этой сфере понимается как свобода от вмешательства государства и, соответственно, как способ обеспечения прав индивидов на свободный обмен информацией без вмешательства извне. Сторонники исключительно рыночных механизмов рассматривают функции массовой коммуникации как двуединый процесс. Суть его состоит в предоставлении аудитории программ, с одной стороны, и предоставлении аудитории рекламодателям — с другой.

Наличие коммерческих средств массовой коммуникации, с точки зрения сторонников идеи дерегулирования, гарантирует наличие конкуренции. Это, в свою очередь, создает условия для свободного и самостоятельного выбора отдельным потребителем интересующей его информации. Утверждается, что только благодаря конкуренции становятся возможными оперативные технические инновации, цены на информационные услуги при этом оказываются низкими, а их качество — высоким. Конкуренция обеспечивает каждого предпринимателя, у которого есть что сказать людям, возможностью выхода на рынок информации Тем самым коммерческие средства удовлетворяют потребности как широкого большинства, так и узких слоев аудитории.

Насколько универсальным является использование исключительно рыночных механизмов в области массовой коммуникации? В какой мере оправданна взятая ныне линия на максимально возможное расширение сферы влияния каналов теле- и радиовещания, находящихся в руках частных владельцев^ Обратимся к опыту решения этих вопросов в современных индустриально развитых странах. Фактически общепризнанным является тот факт, что концепция «свободы печати» служит в значительной мере интересам рекламодателей и большого бизнеса. Для современной сферы массово-информационных процессов характерны тенденции к концентрации, бюрократизации и монополизации. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь тенденции к монополизации серьезно ограничивают свободу выбора информации.

Интерпретация свободы информации не как общественной ценности, а как товара ведет к преобладанию интересов инвесторов над интересами граждан. Кроме того, в рамках современных либеральных интерпретаций свободы печати средства массовой коммуникации приобретают особый статус в обществе и, соответственно, преимущества над теми, кто этим статусом не обладает. Оппоненты идеи дерегулирования также отмечают, что борьба за выживание порождает дальнейшую монополизацию. Сомнительными оказываются перспективы выхода новых субъектов на рынок массовой коммуникации. Рынок оказывается уже поделенным, а капитальные затраты чрезвычайно высокими. Известно, что лучшим способом привлечения самой широкой аудитории является трансляция наиболее популярных материалов. Однако это не способствует росту разнообразия программ. Передачи становятся все более предсказуемыми, происходит дублирование однотипных’ программ, т. е. практика расширения числа каналов коммерческого телевидения зачастую означает возможность смотреть в большинстве своем однотипные программы — развлекательные шоу, посредственные сериалы, старые передачи «в новой упаковке».

Реклама также предъявляет свои требования к материалам массовой коммуникации. Успех передач зависит в конечном счете от рекламных доходов, что ставит пределы для серьезного творческого поиска — материалы должны быть краткими, длительность кадра и звукового ряда сокращается. Очевидными в условиях рынка являются ограничения для программ, отражающих интересы меньшинств, имеющих политически спорное содержание, являющихся новаторскими в интеллектуальном или эстетическом плане. В целом рыночная конкуренция зачастую порождает своеобразную рыночную цензуру, связанную с тем, что коммерческие средства массовой коммуникации оказываются незаинтересованными в нерыночных взглядах и нерыночных формах отношений в обществе.

Паллиативом чисто рыночных принципов организации является концепция «общественного вещания». О вещании здесь говорится потому, что изначально вмешательство государственных или полугосударственных структур в эту сферу деятельности состояло в распределении лицензий и упорядочении использования частотного спектра при трансляции радиопрограмм. Несмотря на то, что развитие теле- и радиовещания в каждой стране имеет свою историю и нормативную специфику, принцип общественного вещания получил отражение в практике институтов массовой коммуникации большинства индустриально развитых стран мира. Реализованная впервые в практике Британской радиовещательной корпорации эта концепция строится на следующих основных принципах.

Во-первых, для общественного вещания характерно неприятие коммерциализации. Во-вторых, программы общественного вещания должны быть максимально доступными каждому члену сообщества. В-третьих, общественное вещание предполагает наличие унифицированного контроля. В-четвертых, программы общественного вещания должны отличать высокие стандарты качества, поддержка лучшего и отрицание того, что может нанести ущерб обществу.

В целом служба общественного вещания представляет собой институт, основной целью которого является служение высшим интересам общества и страны. Серьезные задачи общественное вещание решает в сфере культуры и образования. Предполагается, что этот институт должен прежде всего информировать и просвещать людей всей нации в целом, а также обеспечивать население развлекательными программами, отличающимися высоким вкусом, этическими и эстетическими стандартами.

Отмеченный выше аспект — ориентация национальных каналов общественного вещания на представление и обслуживание интересов всех граждан государства как единой целостности — оказывается одним из центральных в связи с рассматриваемой нами проблемой взаимоотношений средств массовой информации и государства. Дело в том, что среди функций государства одна из важнейших состоит в обеспечении процесса национально-государственного строительства, укреплении национальной государственности. Реализация этого связана с деятельностью ряда ключевых институтов, где существенную роль играют национальные средства массовой коммуникации, и прежде всего телевидение, как наиболее мощное из них. Особенно значимо это для современной российской государственности, которая испытывает трудности как внутреннего, так и внешнего порядка.

Если на время абстрагироваться от нормативной и содержательной специфики вещания в той или иной стране, то очевидной общей чертой деятельности общенациональных каналов становится их ориентация на поддержание того, что принято называть национальной идентичностью. Вопрос о национальной идентичности — это не только вопрос об отношении к национальным символам (флагам, гербам, гимнам и т. п.). В целом национальная идентичность имеет самое широкое поле проявлений в сферах политики, экономики и культуры. Для нас важно, что при помощи материалов массовой коммуникации осуществляется «включение» во внутренний мир людей ценностей нации как социальной общности, с присущими ей представлениями о единой территории, общей исторической памяти, общей культуре, единых для всех членов общности индивидуальных, политических, социальных правах и обязанностях, общем экономическом пространстве. Думается, не будет большим преувеличением, если применительно к нынешней ситуации в России рассматривать задачу формирования и поддержания риссийской идентичности как одну из составляющих национальной безопасности.

Наверное, было бы неверно говорить о том, что исключительно информационные средства формируют национальную идентичность граждан, особенности их политической культуры. Тем не менее тот вклад, который вносят институты массовой коммуникации в этот процесс, трудно переоценить. Почему эта тема становится особенно актуальной сейчас, на пороге XXI века?

Одной из существенных причин этого являются процессы глобализации, обусловливающие качественно новую коммуникационную ситуацию. Проблематика глобализации стала активно обсуждаться относительно недавно — в последние 10-12 лет. О глобализации как о феномене обычно говорят, когда те или иные формы деятельности социальных субъектов разворачиваются в планетарном или квазипланетарном масштабе, когда активность эта предполагает глобальный уровень организации и координации и, в то же время, характеризуется определенным уровнем взаимозависимости. Конкретные примеры глобализации, а точнее — интенсификации процессов глобальной взаимосвязи, имеются в различных областях. К ним относят: динамику мировой финансовой системы; расширение активности транснациональных корпораций; появление глобальных коммуникационных сетей; небывалый ранее масштаб преодоления людьми национальных границ (за счет потоков рабочей силы, туризма и др.); возникновение властных институтов и сообществ, полномочия которых оказываются шире возможностей национальных государств как таковых. В связи с обсуждаемыми ниже вопросами особенно важным является то, что в 80-х и начале 90-х гг. нынешнего века продолжился беспрецедентный рост спектра и масштабов возможностей электронных средств связи. Для этого периода характерными были технологические нововведения, международная конкуренция и последовательное относительное понижение цен на профессиональную и массовую электронику. Появилась возможность для распространения сообщений в недостижимых до этого масштабах. Неотъемлемой чертой глобализации является интенсивное преодоление национальных границ мировым рынком и сопутствующими ему транснациональными потоками информации. Мир, таким образом, начал приобретать зримые очертания того, что было названо известным канадским культурологом М. Макпюэном «глобальной деревней».

Заметим, что термин «глобальная деревня» стал своеобразной метафорой современного мира, степень взаимозависимости которого резко усилилась за счет развития коммуникационных и транспортных технологий. Вместе с тем идея «глобальной деревни», по Маклюэну, имеет и более глубокий смысл. Как известно, Маклюэ-ном была предложена периодизация истории, основанием которой является доминирующий в тот или иной период канал, средство коммуникации. Соответственно были выделены три эпохи, в которых преобладали устный, письменный и печатный, электрический и электронный типы коммуникации, В племенном обществе доминирующим средством была речь, это было общество «уха». Появление печати трансформирует закрытый до этого «племенной мир». Это оказывается сопряженным с распространением рациональности, а также с пространственным расширением социальных отношений. Неотъемлемой чертой периода является многообразие социальных иерархий, возникновение национального государства.

Распространение электронных средств приводит к доминированию устной коммуникации, подобно тому как это было в «племенных» деревнях прошлого. Качественно отличным при этом является глобальный уровень происходящего. Электричество дало возможность установить глобальную коммуникационную сеть. Причем, по мнению Маклюэна, такая сеть выступает некоторым аналогом центральной нервной системы человека. Это, в свою очередь, позволяет индивиду соучаствовать и ощущать последствия, как каждого своего действия, так и действий других. Произошла «имплозия коммуникации», т. е. взрыв вовнутрь, когда за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации находящийся в одном месте индивид может одновременно «переживать» состояние отдаленных объектов. Таким образом, происходит снятие координат «центра» и «периферии», причем члены деревни не могут существовать без осознания некоторой глобальной целостности. Какие стороны глобальных процессов в сфере массовой коммуникации являются особенно важными в связи с обсуждаемыми проблемами? Здесь, по нашему мнению, целесообразно опереться на социологическую концепцию глобальной системы, суть которой состоит в следующем. В условиях современного мира, все области которого в основном структурированы глобальным капитализмом, каждая из транснациональных практик — экономическая, политическая и культурно-идеологическая — характеризуется своим базовым институтом. При этом транснациональная корпорация является важнейшим компонентом транснациональных экономических практик, а содержание транснациональных культурно-идеологических практик составляет культура-идеология потребления.

Далее придется повторить, может быть, общеизвестные, но, тем не менее, чрезвычайно актуальные моменты. Глобализация в сфере массовых коммуникаций происходит главным образом за счет активности и укрепления позиций мировых коммуникационных конгломератов. По существу, сейчас происходит формирование нового глобального медиа-порядка, в «пространство» которого включено относительно небольшое число экономических субъектов. Речь идет о таких транснациональных корпорациях, как, например, Time Warner, Sony Corporation, Matsushita Electric Industrial, News corporation, Bertelsman, RAI, Walt Disney Company и др При этом наблюдаются как создание новых форм услуг, так и более фундаментальные процессы трансформаций, когда индустрия развлечений и информации становится единой с индустрией телекоммуникационного оборудования.

Здесь особое внимание надо обратить на то, что собственно экономические императивы глобального медиа-рынка, функционирующего в соответствии с логикой прибыли и конкуренции, трудно стыкуются с традиционной ролью национальных каналов массовой коммуникации. Тем самым политические и социальные функции национального вещания, ориентированные в той или иной степени на поддержание приоритетов гражданской общности как единого целого, формирование национально-культурной идентичности населения, оказываются в известной мере противоречащими философии нового глобального медиа-порядка. С точки зрения этого порядка, национальные границы, рассматриваемые в плоскости проблемы организации и функций национальных каналов массовой коммуникации, выглядят, по существу, рудиментом прошлого. Ведь в новом глобальном медиа-контексте зрителей рассматривают в первую очередь не как граждан национальных государств, а как некоторую экономическую общность, как «сегмент» конкретного потребительского рынка.

В этом смысле ракурс взгляда глобальных корпораций на представителей различных наций определяется прежде всего поиском общего среди них как потребителей, задачами расширения конкретных рынков до уровня глобальных. Здесь необходимо сделать уточнение относительно моментов унификации и специализации, наблюдающихся в нынешних глобальных процессах. Дело в том, что тенденция ко все большей унификации потребностей, в том числе культурного плана, одновременно предполагает учет изначальной специфики последних. Однако главным для нас здесь является то, что именно культурные, региональные особенности вовлекаются в орбиту мирового рынка, приобретая качества товара как такового.

Одним из ключевых является здесь и другое обстоятельство. Развитие мирового рынка и та существенная роль, которую при этом выполняют мировые коммуникационные конгломераты, идет параллельно с небывалым ранее распространением феномена потребления. Культура-идеология потребления буквально заявляет о том, что смысл жизни состоит в обладании вещами. Отсюда, только потребляя, человек может реализовать свои жизненные возможности, а для того, чтобы оставаться человеком, он должен постоянно потреблять.

Именно поэтому все больше информационного пространства на телевидении, радио, в печатных изданиях самых разных стран, в том числе и России, отводится реализации глобальных маркетинговых стратегий. Это осуществляется как за счет собственно рекламных материалов, так и в опосредованной форме — с помощью самой различной художественной продукции. Причем в задачу подобных практик входит не только продвижение на рынок товаров и услуг, но и трансляция и формирование новых жизненных стилей, что, в свою очередь, способствует нарождению новых политических отношений, социокультурных изменений в направлении глобальной культуры потребления. В этой ситуации возникает вопрос о том, в какой мере распространение ценностей глобальной культуры потребления будет соотноситься в российском контексте с задачами укрепления и развития собственно политических ценностей, которые необходимы для построения гражданского общества в России. Одним из важных условий политического развития как такового является наличие информированных, сознательно и активно участвующих в политическом процессе граждан. Как известно, текущие социально-экономические и политические процессы в стране свидетельствуют о наличии серьезного разрыва между «концептуальной моделью» реформ и практикой их осуществления. Причем реформаторские проекты зачастую пытаются реализовать исключительно «сверху», вне развития политической культуры населения и учета ее конкретных особенностей. Налицо отчуждение людей от политики.

Проблема усложняется и в связи с некоторыми другими обстоятельствами. В частности, сами технологии массовой коммуникации таковы, что их результатом зачастую является изоляция людей друг от друга. Очевидно, что современные средства массовой коммуникации способствуют ослаблению активности межличностного общения, чувств социальной и моральной солидарности между людьми. Кроме того, сейчас политика в значительной мере становится сферой паблик рилейшнз и шоу бизнеса. Реальность при этом трансформируется массовыми коммуникациями и становится специфическим средством, декорацией той или иной идеи, призванной оказать влияние на людей. Более того, сам факт присутствия телевидения способствует изменениям в том, о чем сообщается, появлению новой «реальной реальности». Во многих странах (и Россия тому не исключение) общенациональные избирательные кампании становятся принципиально телевизионными событиями. Планирование их осуществляется в значительной мере с точки зрения того, как они будут выглядеть на экранах телевизоров. Рядовым гражданам отводится при этом роль зрителей, от которых время от времени требуются «аплодисменты». Одновременно это предполагает, что участие людей в решении фундаментальных политических вопросов будет минимальным.

Итак, подведем итоги. Мы постарались обозначить некоторые из текущих и перспективных проблем, возникающих во взаимоотношениях российского государства, общества и средств массовой коммуникации на пороге XXI века. В ходе происходящего реформирования каналов общенационального вещания, которые ранее находились всецело в государственном ведении, важно учитывать очевидные теневые стороны использования исключительно рыночных механизмов в этой сфере. Как никогда актуальной представляется задача поиска баланса между коммерческими и некоммерческими каналами, оптимальных способов регулирования как тех, так и других. Особенно важным здесь является взаимодействие государства и общества в целях создания такой ситуации, когда возможности доступа и использования растущего потенциала массовой коммуникации будут осуществляться в интересах всех граждан, а не только узкой прослойки элит.

Нельзя выпускать из поля зрения и глобальные процессы, в рамках которых формирование нового мирового медиа-порядка является одной из значимых составляющих. В этой связи задача поддержания чувства принадлежности наших граждан к единой общероссийской общности является одной из важнейших для общенациональных государственных каналов массовой коммуникации. В связи с приданием глобального «измерения» общенациональному коммуникационному пространству очевидна роль государства в вопросе правового регулирования этой сферы. Кроме того, целесообразно патронирование в самых разных формах именно тех структур вещания, которые способствуют укреплению национальной российской идентичности, а также повышению роли государства в этом вопросе.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Имидж-студия «28»Имидж-студия 28
Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill


Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 27
l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 27
l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 27
l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных