Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Смысл жизни человека


Автор: А.В. Маслихин
Дата первой публикации: n/a
Первоисточник: n/a

Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека; они во многом переплетаются и часто даже совпадают. И та и другая имеют дело с человеком — высшим феноменом материального мира.

Проблема смысла жизни исключительно сложна, ее пытались решить многие мыслители прошлого. Она находится в центре внимания и современной философии. Но однозначного ответа на вопрос о смысле жизни пока нет.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире — для чего живет человек? Французский философ и писатель А. Камю в эссе «Миф о Сизифе» писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов», заключает он.

Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни — богатство, власть, любовь, труд — так же бессмысленны, «как погоня за ветром». Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что «один конец ожидает всех».

«Одинакова участь праведника и грешника,
Доброго и злого, чистого и нечистого,
Добропорядочного и негодяя,
Честного и клятвопреступника».

По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство.

Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводит к его страданию. Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта «мыслю, следовательно, существую» в положение «страдаю, следовательно, существую». Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, тоже природа) — наносят человеку громадный ущерб, общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А «главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, «это сам человек: человек человеку волк». По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт: злоба, злорадство, жестокость, эгоизм. Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Его лозунг — «все для меня и ничего для людей». Он разделяет людей, обособляет их и делает враждебными друг другу.

В своей работе «О ничтожестве и горестях жизни» Шопенгауэр делает выводы:

— от природных, общественных и людских стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости,

— жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель,

— самое счастливое мгновение человека — это когда он засыпает, самое несчастное мгновение — когда он пробуждается.

Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь имеет печальный, трагический смысл. Основными чертами жизни, с их точки зрения, являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов обретают пространный вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.

В истории человеческой мысли имеются и противоположные, оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним относятся, например, идеи двух наших великих соотечественников А.М. Горького и Л.Н. Толстого. А.М. Горький, как большой знаток жизни, писал: «Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!».

Л.Н. Толстому принадлежат следующие слова: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем». И еще одна его идея: «На прекрасной земле — прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья»2. Следовательно, для Толстого смысл жизни человека — это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.

Некоторые известные люди смыслом жизни (своим счастьем) считают постоянный труд, который приносит им физическое и духовное удовлетворение. Так, Току-Томи (богатый и знатный японец, бывший прежде журналистом, последователь учения Л.Н. Толстого) писал о себе: «Теперь я живу на маленькой ферме, недалеко от Токио, в крошечном домике со своею женою и собакою. Я развожу картофель и другие овощи. Я провожу день за днем, работая заступом, обрабатывая землю и выпалывая сорные травы. Почва так не возделана, сорные травы так быстро растут, особенно в эти летние дни. Все время, всю энергию я трачу на то, чтобы полоть, полоть, полоть... Может быть, таков уклад моей души, может быть, такой строй несовершенного мира. Однако я вполне счастлив. У нас прекрасный сон и хороший аппетит. У нас есть все, что нам нужно»3.

Проблему смысла жизни исследовал З. Фрейд, который пришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Сам он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы цели и смысл жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И отвечал: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Он писал, что это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную. Отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения — с другой. «В узком смысле слова под «счастьем» подразумевается только последнее"4. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, — быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий.

Попутно отметим, что он дает своего рода советы-рекомендации, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый прежде всего относит любовь — возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви — половую, считая ее сильнейшим опытом "потрясающего наслаждения«5. Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным, красотой человеческих форм, природы, художественных творений. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она свободно выбрана человеком.

В том же направлении разрабатывал проблемы смысла жизни и американский философ Э. Фромм, последователь Фрейда. Он писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности».

Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф.М. Достоевский, который разгадывал «тайны» человека во все периоды своей жизни. В своих произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире — быть личностью. Каждый должен оставить в обществе пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности. Человеку важно быть нравственным — вот суть смысла жизни, по Достоевскому. Человек обязан быть не просто личностью — его жизнь должна быть идейно насыщенной.

Заслуживает внимания этическая теория марксизма. Она вкладывает в смысл жизни человека как бы двойное содержание. Во-первых, здесь речь ведется о всестороннем развитии человеком своих способностей — умственных, нравственных и физических. Во-вторых, человеку следует вести борьбу за построение нового, справедливого общества, в котором были бы установлены братские отношения между людьми, дружба и мир между народами, свобода и справедливость. Сторонники марксизма осуждают несправедливое общество, где господствует социальный и национальный гнет, где между народами ведутся кровопролитные войны, приносящие миллионам людей разрушения, страдания и гибель. Социальная философия марксизма отрицает все негативные факторы, являющиеся преградой на пути реализации способностей человека и замедляющие осуществление его высокой миссии в нашем мире.

Следует отметить, эта гуманистическая теория в наше время подвергается порой не всегда справедливой критике. Критики утверждают: мол, будущее коммунистическое общество — это благородная цель, но она достигается за счет настоящего, за счет поколений людей, которым не суждено испытать всей полноты совершенной жизни. Современное поколение призывают жить одним днем.

Известный российский философ Ю.Г. Кудрявцев выдвинул оригинальную концепцию смысла жизни человека. В монографии «Три круга Достоевского» он высказывает сомнение в наличии смысла, предписанного существованию человека кем-либо. Его главная идея сводится к следующему.

Каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом. При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы «этот смысл каждый видел в высоком, а не в низком. Под «высоким» он понимает прежде всего нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности. Юрий Григорьевич, как человек и ученый с высокой нравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью, живущих по принципу «надо ловить минуту и наслаждаться жизнью». Аморальными он называет и тех, кто считает смыслом своего существования наличие денег, женщин и власти.

Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их «в люди». Другие, в частности ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через «огонь и воду», остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторые из молодых людей заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и смысл жизни видят в обретении богатств.

Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет («все суета сует»); другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное («страдание», например); третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то «положительное» — «счастье», «нравственность» и т.д.

По нашему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит абсолютизация трудностей жизни, доказывается полная зависимость человека от окружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению сил человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется немалая доля истины.

Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты — это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.

Конец ХХ века не только не сгладил, но еще больше обострил испытываемые людьми трудности и противоречия. Мы полагаем, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые локальные, межнациональные войны и как следствие — миллионы беженцев. Наша позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни, в конечном итоге, не отражают всего содержания реальной и возможной жизни людей. Эти теории нельзя признать полностью истинными. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону — позитивную. Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют: в целом жизнь действительно хороша и интересна — в ней можно быть счастливым и испытать много радостей. Немало счастья человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь, успешное окончание вуза, научные открытия, защита диссертаций и т.д. То есть мы отдаем предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни — все равно что недооценивать человека и его жизнь.

Признавая смысл жизни, нельзя его сводить к одному какому-либо свойству, хотя и очень важному: «быть нравственным», «быть личностью», «быть счастливым», «быть богатым» и т.д. По нашему глубокому убеждению, такое сложное понятие, как «смысл жизни», следует рассматривать во взаимосвязи со следующими феноменами: сущность человека (биосоциальная природа и осознание жизнедеятельности), его цели и идеалы, содержание его жизни. По всей видимости, смысл жизни человека многослоен. Он включает в себя нравственность, борьбу с трудностями — природными, социальными, людскими, получение счастья и удовольствия от самого факта человеческого существования. Он требует от человека способствовать сохранению и улучшению окружающей природы, развитию справедливого общества, приносить добро другим людям, постоянно развиваться и совершенствоваться в физическом, умственном, нравственно-эстетическом отношениях, действовать в соответствии с объективными законами мира. Здесь перечислены только признаки смысла жизни, его определение — дело будущего исследования.

Примечания

1 Например, он дает такие житейско-практические советы: «Так иди же, весело ешь хлеб, и пей с беззаботным сердцем вино, так как Бог предрешил дела твои».

2 Вересаев В.В. Живая жизнь. М.: Политиздат, 1991, с.180.

3 Там же, с.333.

4 Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: «Ренессанс», 1992, с.76.

5 Там же, с.82. 6 Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979, с.223.

Комментарии  

 
0 #7 Павел 10.04.2019 17:02
Здесь все просто:
1. либо человек - это глупое и несчастное животное - Басня. СеЛяВи! - http://www.stihi.ru/2017/03/01/1117;
2. либо он - личность, которая имеет смысл своего существования и человеческое счастье. ПРИТЧА. Всё суета… ? - https://www.stihi.ru/2016/12/03/11075
Цитировать
 
 
0 #6 Павел 10.04.2019 16:59
Все просто - либо человек - это глупое и несчастное животное - Басня. СеЛяВи! - http://www.stihi.ru/2017/03/01/1117, либо он - личность, имеющая смысл существования и человеческое счастье. ПРИТЧА. Всё суета… ? - https://www.stihi.ru/2016/12/03/11075
Цитировать
 
 
-1 #5 Владимир Шебзухов 05.12.2018 20:09
Ценность жизни
Владимир Шебзухов

Хоть и был учитель старый,
Пусть слепой, а всё ж… жилец.
По судьбе, пора настала,
Встретиться им, наконец.
Путь проделал свой немалый,
В прошлом, ученик-юнец.

"Много лет назад, учитель,
Ты мой путь благословил.
В Правде, чтоб – был победитель,
В горестях, чтоб слёз не лил…
Познавать и открывать,
Жизни ценности искать…

Не всегда пусть было гладко,
(Значит – всё, как у людей!)
Много ценностей, однако,
Что же в жизни – всех ценней!"

Улыбка прежняя осталась,
(Жаль, нет той мудрости… в глазах)
"Я вновь твой слух томить не стану,
Как много, много лет назад.

Вопрос, отнюдь, не укоризнен,
Ответ тебе и ныне дам.
Большая ценность в этой жизни,
Не что иное, как... ты сам!"
Цитировать
 
 
0 #4 Владимир Шебзухов 05.12.2018 20:08
Два бурундука
Владимир Шебзухов

«На солнце утреннем пшеница золотая»
Поль Верлен

"Не поешь - не пофилософствуеш ь"
К.Маркс


Светилась пшеница от солнца.
Земля принимала тепло.
Птиц пенье по полю несётся.
Оно настроенье несло.
И грелись в лучах два зверька,
Два брата, два бурундука.

«Скажи-ка мне, в чём смысл жизни?» --
Лениво брат брата спросил.
Сказал брат, подумав: «Я вижу,
Что год прошлый ты позабыл!

Горело от засухи поле,
Ему вторил пламенем лес…
Нам, прячась от лис, ну-ка вспомни --
Самим было нечего есть…

И смысл этот мы не искали.
И что ты вдруг вспомнил о нём?»
«Знать, где-то его потеряли,
В году урожайном, вдвоём!»

А, есть ли свой смысл у притчи?
Как хочешь его понимай…
Наверное, стоит смысл жизни,
Искать и… когда урожай!
Цитировать
 
 
-1 #3 Владимир Шебзухов 15.12.2017 10:10
Однако
Владимир Шебзухов

Жил-был на свете столяр.
Он делал табуреты.
Прожив своё на Свете,
Достойно мастер помер.

Уж до Небес добрался.
(Не требовалось сил).
«Кем на земле ты звался?» --
Господь его спросил.

«Я спец по табуреткам!
Их много у меня.
Хвала была не редкой.
Знать, прожил жизнь не зря!

Детьми назваться могут.
И в том секрета нет;
Что выстраданный в родах,
Мой каждый табурет…»

Представший прерван знаком.
(Знакомо бытиё)
«Завидую, однако,
Но… каждому своё!»

Тут мастер растерялся
«Я, что-то не пойму! –
Но храбрости набрался --
Завидуешь… чему???»

«Что ты так не услышишь
От многих табурет --
А в чём же смысл жизни?» --
Был мастеру ответ.
Цитировать
 
 
-1 #2 Владимир Шебзухов 15.12.2017 10:10
Гончар и Горшок
Владимир Шебзухов

Услышав в мастерской, гончар --
«Ты, мой создатель!Ты, мой бог!» –
Чуть с табуретки не упал.
Ведь речь сию держал горшок.
Но удержаться всё же смог…

Так получился диалог…

«Из глины ты меня создал!»
«Что дальше… не пойму?»
«В чём смысл творенья – не сказал!..»
«А ты не рад тому,
Что, наконец, увидел свет?»
«Конечно рад -- один ответ!
Не обессудь… сумей сказать...
Уж больно хочется узнать...»

«Постой, постой... И не спеши...
Сначала для себя реши,
Определись, чего ты хочешь;
Знать смысл творенья моего
Иль радоваться от души?»
Цитировать
 
 
-1 #1 Владимир Шебзухов 15.12.2017 10:08
Смысл жизни
Владимир Шебзухов

"Кто понял жизни смысл и толк,
давно замкнулся и умолк"

(И.Губерман)

Жизнь прожив, был стар и лыс…
Мудрецом -- сказаньем признан --

«Лишь, не поиск смысла жизни,
Всё имеет -- в жизни смысл!»
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill
Имидж-студия «28»Имидж-студия 28


Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 27
l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 27
l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 27
l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных