Анонс событийМеждународная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения «Национальный проект - Россия»1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия |
Государственная политика защиты национальных интересов от угроз безопасности России в региДата первой публикации: 5 октября 2007 Первоисточник: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Работа выполнена на кафедре национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Научный руководитель: доктор политических, профессор Павленко С.З. Защита состоялась 6 ноября 2007 года в 16 часов на заседании диссертационного совета ДСПР 502 001.02 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского 84. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫСогласование и защита интересов личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности в условиях возникновения свойственных переходным периодам угроз является важным направлением обеспечения национальной безопасности России. В числе наиболее важных проблем защиты национальных интересов личности, общества, государства в религиозной сфере рассматривается широкое и активное распространении по всей территории России новых религиозных движений, большинство из которых аналогов ранее не имели и зачастую представляют угрозу национальной безопасности. По данным исследований, около 10% россиян, прежде всего из числа молодежи, студенчества, интеллигенции являются их последователями. Данная проблема является одной из наиболее малоизученных и дискуссионных в философской, политической, религиоведческой и юридической науках и требует комплексного исследования. Особую актуальность приобретает исследование такого рода процессов в религиозной сфере на Северном Кавказе, на которые оказывают влияние зарубежные террористические и религиозные организации, что делает их источниками угроз национальной безопасности Российской Федерации. В этом регионе как в «фокусе» собрались противоречия и проблемы в религиозной сфере, которые являются питательной основой для проведения террористических актов и поэтому требуют пристального исследования. Усиление государственного контроля за деятельностью новых религиозных движений на основе реализации действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) до настоящего времени не позволило гарантированно обеспечить правовую защиту прав и свобод граждан и урегулировать государственно-религиозные отношения. С учетом изложенных позиций, актуальность темы диссертационного исследования вполне очевидна и подкрепляется следующими обстоятельствами. Во-первых, защита национальных интересов России в религиозной сфере является важным направлением политики обеспечения национальной безопасности в связи с ростом влияния религиозного сознания и бытия граждан на решение стоящих перед государством и обществом проблем модернизации Российского государства. Во-вторых, зарубежные государства, различные международные, в том числе религиозные организации пытаются инициировать создание в России многочисленных деструктивных религиозных организаций, деятельность которых порождает угрозы и опасности интересам личности, общества, государства. В-третьих, международные террористические организации пытаются создавать и использовать различные, в том числе и псевдорелигиозные, в том числе псевдоисламские объединения для проведения террористических актов. Данные обстоятельства, как представляется, делают весьма актуальной задачу разработки концептуальных основ политики защиты национальных интересов России в религиозной сфере. Степень научной разработанности проблемы. За последние годы значительно возросло количество научных работ посвященных всему кругу вопросов, касающихся политики обеспечения национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в том числе и в религиозной сфере. Изучение научной литературы, государственных документов, материалов научных конференций и других работ показывает, что в прямой постановке проблема политики защиты национальных интересов Российской Федерации не рассматривалась и не исследовалась. Однако можно отметить, что отдельные аспекты, относящиеся к предмету диссертационного исследования затрагивались в работах отечественных и зарубежных ученых. Проанализированный материал можно разбить на четыре группы, включающие работы, которые относятся к исследуемой теме. Первая группа представлена работами, касающимися общих теоретико-методологических вопросов обеспечения национальной безопасности, проблем формирования концепций и основ политики обеспечения национальной безопасности, защиты национальных интересов Многообразие подходов к общим вопросам обеспечения национальной безопасности явились для автора теоретической основой при исследовании общих проблем политики защиты национальных интересов России. Вторая группа включает в себя диссертационные исследования, монографии, научные статьи, которые явились для автора важным теоретическим инструментарием при исследовании проблем формирования политики защиты национальных интересов России в религиозной сфере. Третью группу составляют научные работы и труды, отражающие не только исторический, но и современный период государственно-церковных отношений в России. В их числе, в первую очередь, отметим труды кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Анализ данных работ позволяет составить общее представление о состоянии государственно-церковных отношений как специфической сфере политики государства, перспективах и тенденциях их развития. Различные концептуальные подходы к сфере государственно-церковных отношений, свободе совести и свободе вероисповедания учитывались автором при рассмотрении интересов личности, общества, государства и в целом исследовании политики защиты национальных интересов в религиозной сфере. Четвертая группа представлена научными трудами по тематике межконфессиональных отношений, возникновения новых религиозных движений в России, в том числе и нетрадиционной религиозности, их политическому и законодательному регулированию. Важность исследования проблемы межконфессиональных отношений заключается в том, что ее обострение и неурегулирование политическими и правовыми методами может привести к серьезным конфликтам на религиозной основе, возникновению процессов, порождающих угрозы и опасности национальной безопасности. В целом, необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество работ в области регулирования и политических аспектов государственных и религиозных отношений, пока еще не предпринимались попытки прямой постановки и разработки научной задачи формирования представлений о политике защиты национальных интересов России в религиозной сфере. Важность, актуальность и недостаточное научное обоснование вопросов политики защиты национальных интересов России в религиозной сфере определили основные направления разработки темы исследования. Объектом исследования являются общественные и государственно-религиозные отношения в России в современных условиях. Предметом исследования является деятельность государственной власти в религиозной сфере по защите национальных интересов России. Рабочая гипотеза заключается в предположении о том, что совершенствование политики защиты национальных интересов России в религиозной сфере позволяет гармонизировать и согласовать интересы личности и общества при реализации права свободы совести и свободы вероисповедания. При формировании рабочей гипотезы диссертант исходил из того, что гармоничный учет и защита национальных интересов России могут быть достигнуты при условии объективного отражения и закрепления прав и свобод совести и вероисповедания в политических документах, законодательной и нормативной базе как на федеральным уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государство может защищать и соблюдать свои интересы в религиозной сфере при условии обеспечения гарантий политико-правовой защиты интересов личности и общества от внутренних и внешних угроз в сфере религиозной безопасности. В соответствии с рабочей гипотезой, научной задачей исследования является теоретическое обоснование и разработка основных концептуальных аспектов политики защиты национальных интересов России от угроз в религиозной сфере. Цель диссертационного исследования заключается в разработке путей совершенствования политики защиты национальных интересов России в религиозной сфере.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач исследования: Эмпирическую базу исследования составили сведения, отражающие состояние защиты национальных интересов России в религиозной сфере, данные о деструктивных религиозных организациях, деятельность которых представляет угрозу национальной безопасности России, Большое значение для формирования эмпирической базы диссертационного исследования имели материалы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, статистические материалы диссертаций и монографий. Теоретической основой диссертационного исследования являлись научные подходы и результаты, содержащийся в диссертационных работах, монографиях, научных статьях отечественных и зарубежных исследователей, материалах научных конференций, семинаров и симпозиумов, в той или иной мере имеющих отношение к решению задач, поставленных автором диссертационного исследования, научные работы посвященные проблемам национальной безопасности России (А.А. Прохожева, С.В. Смульского, А.В. Возженикова и др.).
Источниковедческую базу исследования составляют, прежде всего, политические документы Российской Федерации, в том числе: Конституция Российской Федерации (1993 г.), Закон РФ «О безопасности» (1992 г.), Указы Президента РФ, уточняющие действия этого закона; Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), комментарий, сопровождающий реализацию этого закона, Постановление Правительства РФ по вопросам проведения государственной религиоведческой экспертизы; международные юридические документы по вопросам гарантии защиты прав и свобод человека. В качестве международной источниковедческой основы диссертации были использованы Всеобщая Декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, Резолюция Европейского парламента и другие правовые источники.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
Научные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту: Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты диссертационного исследования могут способствовать укреплению объективной оценки современного состояния политико-правовой защиты национальных интересов России в религиозной сфере, стать ориентиром в разработке концептуальных документов по вопросам политики защиты национальных интересов России в религиозной сфере, быть основой формирования банка данных органов государственной власти о деятельности новых религиозных организаций, учитываться при решении вопросов, связанных с реализацией конституционного права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания. Практические предложения автора могут быть учтены при разработке проектов федеральных и региональных документов, конкретизирующих меры политического характера по обеспечению свободы совести, совершенствованию системы политико-правовой защиты интересов личности, ведущей религиозный образ жизни, и общества в целях обеспечения религиозной безопасности.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на теоретических методологических семинарах, проводимых кафедрой национальной безопасности и кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ, докладывались на Структура диссертации определена с учетом характера и специфики исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения и списка литературы. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении дана характеристика исследуемой проблемы, обоснована ее актуальность, сформулированы цели и задачи исследования, объект и предмет, определена научная новизна, показано научное и практическое значение работы, представлена ее апробация. Первая глава"Общая характеристика государственно-религиозных отношений в Российской Федерации" посвящена рассмотрению объекта исследования, истории регулирования государственно-религиозных отношений в России, особенностей религиозной сферы жизнедеятельности с позиций обеспечения национальной безопасности, существующей правовой базы регулирования государственно-религиозных отношений. Исследование любого общественного явления и процесса с позиций системного подхода предполагает изучение их истории, этапов становления и развития. Это позволяет рассмотреть общественные явления и процессы не только целостно, но и в динамике. На всех этапах развития человечества накапливался богатый опыт отношений государства и церкви. Вместе с тем, эти отношения попрежнему представляют собой сферу чрезвычайно сложную и важную как для государства, церкви, так и для общества. Нерешенность многих вопросов в этой сфере делает эти отношения постоянно существующей проблемой, определяющей судьбы государств, народов и в целом ход мировой истории. Исторический анализ регулирования государственно-конфессиональных отношений в России показывает, что они прошли ряд этапов становления и развития. Оставаясь всегда достаточно сложными и противоречивыми, но крайне важными и для государства и для общества, определяя как их судьбу, так и судьбу народа. Периоды терпимости, «симфонии властей» сменялись периодами гонений. В истории России менялись формы политики взаимодействия конфессий с государственной властью, менялась и политика, и правовые акты ее обеспечения.
Положенный в Отношения между государством и религиозными объединениями в научных исследованиях называют: государственно-церковные, государственно-конфессиональные, государственно-религиозные. Диссертант придерживается термина государственно-религиозных отношений, поскольку сейчас в религиозной сфере появилось множество религиозных и псевдорелигиозных организаций, не принадлежащих тем или иным официальным конфессиям. К тому же эти отношения имеют свою специфику не только во внутренней, но и во внешней политике государства. Во внутренней — в их основе лежат законодательно закрепленные представления о месте религии и церкви в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений. Собственно религиозная деятельность (разработка вероучения, культовая практика и т.п.) не является компонентом государственно-религиозных отношений. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) декларируется, что государство уважает внутренние установлений религиозных организаций и не препятствует их реализации, если они не нарушают светское законодательство, права и законные интересы других лиц. В то же время религиозные объединения граждан в процессе своей деятельности вступают, как и другие объединения граждан, в конкретные отношения с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, предпринимательскими структурами, общественными и иными организациями. Поэтому правоотношения в области религиозных прав и свобод человека, деятельности религиозных объединений устанавливаются не только федеральными законами, и общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации. В этой связи открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды, а также возможность обращения в установленном порядке граждан России в Европейский суд по правам человека. В этом проявляется внешняя составляющая государственно-религиозных отношений. Государственно-религиозные отношения в настоящее время — весьма актуальная проблема. Существует ряд проектов концепции государственно-религиозных отношений в России, один из которых разработан на кафедре государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ в феврале 2004 года. Авторы полагают, что государственно-конфессиональные отношения — это часть религиозной политики государства, представляющая собой совокупность взаимодействий государственных органов, с одной стороны, и религиозных объединений (включающих зарегистрированные в законном порядке религиозные организации и не зарегистрированные группы), с другой. Авторы предлагают государству при взаимодействии с религиозными объединениями руководствоваться тремя подходами: правовым, культурологическим, социологическим. С нашей точки зрения, следует закрепить так же как критерий естественно-антропологический фактор интересов и прав и национальный — как жизненно важный. Тогда правовой подход обогатится новым содержанием с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации; упорядочения регистрации религиозных объединений и усиление контроля за их деятельностью; улучшения практики правоприменения в области государственно-религиозных отношений. Большинство народов России на протяжении веков исповедовало и исповедует традиционные религии, благодаря которым сохранились уникальное единство и многообразие, духовность общности и союз нардов в стране. Государство, признавая равенство прав всех религиозных объединений, преимущественно взаимодействует с религиозными организациями, принадлежность и предпочтительное отношение к которым выражает значительная часть граждан Российской Федерации. Государство представляет традиционным религиозным организациям право участвовать в реализации федеральных целевых программ в сфере образования, культуры, социального обеспечения. Но при этом государственное регулирование государственно-религиозных отношений не должно означать контроля над духовной жизнью личности, идеологического наказания и давления. Оно должно быть направлено на упорядочение бурных процессов, вызванных в том числе и деятельностью новых религиозных движений в разных вариантах и аспектах и связанных с конкретными формами социальной деятельности и их влиянием на ситуацию в обществе. В Российском государстве церковь многие века была в значительной степени специфическим инструментом реализации внутренней государственной политики. Сейчас, когда церковь отделена от государства это не означает, что государство, как и церковь, должны полностью отмежеваться друг от друга и не поддерживать никаких отношений. Наоборот, обе стороны объективно заинтересованы в установлении тесного взаимодействия между собой.
При этом следует подчеркнуть, что церковь, особенно православная церковь, первой определилась со своей политикой в отношении государства и общества в новых социально-политических условиях. В
В целом, курс администрации Б. Ельцина в отношении различных конфессий сводился к следующему: С началом президентского срока В. Путина в отношениях государства и конфессий начался новый этап. Конфессии, в первую очередь Православная церковь, выработала свою четкую политику в отношении государства и общества, приняла документ о социальном учении и обратилась к Президенту В. Путину с призывом ускорить решение проблем церковной собственности. Государство же в полной мере еще не определилось со своей политикой в отношении конфессий. Если государственная власть действительно намерена полномасштабно сотрудничать с конфессиональными организациями, то должны быть разработаны соответствующие механизмы такого сотрудничества. Для разработки этих механизмов применительно к нашей многоконфессиональной стране и создания эффективной системы взаимодействия государства и конфессий объективно необходима организация специализированного органа в системе исполнительной власти, ответственного за состояние дел в религиозной сфере жизнедеятельности. Такого органа нет, хотя позитивный опыт работы Комитета по делам церкви в советское время подтверждает необходимость его создания. Пока же государство только в какой-то степени делегирует религиозным организациям свои полномочия и обязанности в области воспитания и духовного здоровья граждан. Но этого мало, и без контроля со стороны государства в религиозной сфере, как показывает практика, могут возникать весьма серьезные угрозы национальным интересам России. В целом, можно отметить, что проблемы в религиозной сфере достаточно серьезны, имеют тенденцию к своему обострению и нерешенность их приводит к росту все новых угроз интересам личности, общества и государства.
Вторая глава «Угрозы национальным интересам России в религиозной сфере» посвящена раскрытию сущности угроз национальным интересам личности, общества и государства в религиозной сфере, характеристике религиозных организаций, деятельность которых создает угрозы национальным интересам России, особенно псевдоисламских религиозных организаций. Применительно к рассматриваемой нами проблеме исследования, несколько перефразируя определение угрозы, данное в ст. 3 Закона РФ «О безопасности» (1992 г.), можно сказать, что угроза интересам личной или групповой религиозности — это совокупность условий и факторов, порождаемая в результате деятельности социально-политических, экономических и деструктивных религиозных организаций, могущих нанести вред вероисповедной политике власти, отвечающей жизненно важным интересам личности, общества и государства. Отметим, что угрозы национальным интересам в религиозной сфере не могут рассматриваться изолировано, отдельно. Они, вполне естественно, связаны с другими угрозами в политической, военной, информационной, социальной, экологической сферах. Государственная политика в религиозной сфере должна стоять на двух столпах. С одной стороны, обеспечивать свободу выбора веры и вероисповедания, с другой, — сохранять, укреплять и развивать духовно-нравственные возможности, единство, культурное достояние, созидательные национальные традиции российского народа. Это необходимо для обеспечения национальной безопасности не только в духовно-нравственной, но и иных сферах жизнедеятельности общества, ради сохранения духовной и территориальной целостности страны. Очевидно, государство не должно вмешиваться во внутреннюю сакральную обрядовую жизнь религиозных объединений. Но оно обязано осуществлять надежный и действенный контроль за теми, кого оно регистрирует, над соблюдением религиозными объединениями российского законодательства и нравственных устоев в обществе. Верующие, независимо от принципа светскости государства и отделения религиозных объединений от государства, являются его полноправными гражданами, которым законодательно гарантируется осуществление конституционных прав и свобод. Комплексное, взаимоувязанное рассмотрение угроз национальным интересам в религиозной сфере позволяет более полно оценить и учитывать их в формировании политики защиты этих интересов. В связи с этим весьма важно в научном плане рассмотреть более предметно источники этих угроз. А наиболее важными из них, конечно же, являются деструктивные религиозные организации. Гарантированная Конституцией РФ свобода деятельности религиозных объединений не означает, что эта свобода носит неограниченный характер, что их деятельность может быть сопряжена с посягательствами на личность, права и свободы граждан, на конституционный строй Российской Федерации или с иными нарушениями законодательства. Деструктивные культы имеют много характерных признаков. Однако наиболее распространенным из них является так называемый «контроль сознания», осуществляемый манипулятором (руководителем, учителем, гуру, корпорацией и т.п.) в отношении других людей.
В нашей стране, по справочным данным, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет — около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет — 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю, соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций, проблематично, хотя ориентировочно оно составит около
Типичные признаки поведения людей, попавших под влияние деструктивных религиозных организаций, представляются следующими: Анализ общих черт ныне действующих в России деструктивных культов, типичные признаки посягательств на основополагающие интересы и права личности позволяет нам сделать вывод, что стихийное влияние религиозного фактора на внутреннюю безопасность России становится все более заметным. Этот фактор теснейшим образом переплетается с этническим и вторгается в политическую и правовую сферу. Складывающаяся ситуация в религиозной и политической жизни страны требует уделить особое внимание деятельности псевдоисламских объединений, деятельность которых представляет угрозу национальным интересам России. Ислам, в связи с отсутствием в нем единой иерархической структуры, ясных догматов и доктрин, четких духовных и иных стратегических распоряжений основателя вероучения (по причине внезапности его смерти), порождает внутри себя много разнообразных течений и толкований. В Аравии, в ходе борьбы за независимость, сформировалось наиболее нетерпимое и экстремистское направление — ваххабизм. В основе его лежит стремление к возврату чистоты ислама (в понимании ваххабитов), враждебность к иноверцам и иным толкованиям ислама, прогрессивные прозелитизм и миссионерство. Конечной целью ваххабитов является установление теократического исламского государства на территории мусульманских регионов России (прежде всего в Чечне, затем в Дагестане). Указанное обстоятельство активно используется зарубежными ваххабитскими центрами, стремящимися к насаждению идей своего учения как на территории Чеченской Республики, так и на Северном Кавказе в целом. Акцент в этом случае делается на внедрении идей ваххабизма в сознание молодежи. Возросла активность ваххабитов и в других мусульманских регионах России, где они резко выступили против официальных мусульманских деятелей, которые своей деятельностью и образом жизни якобы дискредитируют учение ислама в глазах верующих. Это в значительной степени дестабилизировало религиозную жизнь в отдельных мусульманских общинах страны.
В настоящее время реальной и единственной силой, выступающей против ваххабитов, являются представители традиционных для России течений ислама, которые не в состоянии эффективно противостоять им в силу следующих причин: Процесс расширения влияния ваххабизма на Северном Кавказе представляет в настоящее время серьезную опасность как фактор, способствующий росту сепаратистских настроений, и могущий дать дополнительный импульс развитию внутриэтнических противоречий на конфессиональной основе.
Отметим, что в дореволюционной России до 1905 года в соответствии с циркуляром МВД Российской империи «О распределении сект по степени их вредности» было три уровня оценки противоправности культов зла: С 1905 по 1917 годы в МВД Российской империи официально существовала категория «изуверские секты», а также квалифицированные как враждебные государству, в отношении которых применялись специальные правозащитные запретительные, контролирующие и профилактические меры. Третья глава «Политические направления деятельности власти по защите национальных интересов России в религиозной сфере» посвящена рассмотрению причин распространения деструктивных религиозных организаций в нашей стране, политики отношений Вооруженных Сил Российской Федерации и Церкви, путей совершенствования политики государства по защите национальных интересов в религиозной сфере. Не вызывают сомнения, что на причины распространения деструктивных религиозных организаций в России имеют влияние глобальные проблемы человечества, к которым можно отнести духовные, экологические, военные, экономические, социальные. Но будет справедливо отметить и то, что национальные и региональные условия оказывают не менее важное влияние на развитие негативных процессов распространения деструктивных религиозных организации. В силу того, что эти организации имеют определенный деструктивный религиозный потенциал, их изучение, вполне понятно, важно для формирования политики защиты национальных интересов России в религиозной сфере и ее практического осуществления. Характерно, что новые религиозные культы используют иные формы организации, чем это принято в традиционных мировых религиях, а именно это: центры, миссии, колонии, коммуны, «семьи». Как правило, нет и традиционного богослужения. В культовой практике должны принимать участие все верующие, от них требуется усердное усвоение нового вероучения, но особый акцент делается на миссионерскую работу, пополнение бюджета религиозной организации и др. Исследуя причины распространения деструктивных религиозных организаций в России, следует иметь в виде, что большинство новых культов стремятся привлечь на свою сторону, в первую очередь, молодежь. Это объясняется, во-первых, стремлением молодежи к динамичным переменам, всему новому, отличающемуся от обыденного. Во-вторых, новые религии привлекают молодежь своеобразной романтикой, системой тайных инициаций, экзотичностью, экстравагантностью восточных культов, экзотикой. В-третьих, причиной активности новых культов может быть недостаточная эффективность политики защиты интересов личности, общества, государства. В этих условиях особую значимость приобретает политика отношений Армии и Церкви, которая имеет свою историю. Основой военной организации страны, как это принято в большинстве государств мира являются вооруженные силы. К данной категории относятся и другие воинские формирования, строящие свою деятельность в соответствии с государственными законами и структурно организованные на воинский лад (органы безопасности, военная разведка, пограничная служба, войска МВД, формирования гражданской обороны и другие). Русская православная церковь, как и другие конфессии, адекватно оценивают роль религии в повышении уровня духовности военнослужащих, рассматривая веру как главный источник сил армии. С 1990 г. церковь восстановила свое попечение об армии.
Организационную основу взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с Русской православной церковью составляют предложения Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) о трехуровневом сотрудничестве: центральном, епархиальном (окружном) и местном (приходском). Этот подход был предложен на 1 Всероссийской конференции «Православие и Российская Армия», которая состоялась Определенная система связей Вооруженных Сил России с конфессиями сложилась преимущественно в отношении с Русской православной церковью, что объясняется культурно-историческими традициями. В то же время с другими конфессиями требуется улучшить и систематизировать эти отношения.
Одной из организационных форм политики отношений Армии и Церкви является установление с начала Интересам повышения эффективности воспитательной работы в Вооруженных силах может служить также «включение в программу подготовки офицеров воспитательной работы и военных юристов в военно-учебных заведениях курса религиоведения и вероисповедной политики государства. Недостаточная компетентность командиров в вопросах религии при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств военнослужащих, причиной уклонения верующих военнослужащих от исполнения приказа и обязанностей военной службы. Важной задачей является воспитание у командного состава веротерпимости, уважения к людям с различными религиозными убеждениями.
Церковь может оказать существенное влияние на мировоззрение молодежи, формирование ее готовности служить в армии, повышение морального и духовного ее уровня. А потребность в этом существует. В В такой атмосфере и с учетом тенденции роста религиозности населения в целом проблема использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих приобретает особое значение. Как отмечается в таком программном документе, как «Основы социальной концепции Русской православной церкви»: «Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:... ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание...». Совершенствование механизмов согласования, сбалансирования интересов армии и церкви в религиозной сфере является неотъемлемым условием повышения эффективности политики отношений армии и церкви. Защита национальных интересов в любой из сфер жизнедеятельности, в том числе в религиозной, нельзя рассматривать упрощенно, как преимущественная деятельность государственных органов и организаций по реализации политических документов и принятых законов. Необходимо также создавать условия для изменения стереотипов массового сознания, принятия людьми системы ценностей, соответствующей «общепризнанным принципам и нормам международного права» (ст.17 Конституции РФ).
Как показало исследование, причинами недостаточной эффективности политики защиты национальных интересов России в религиозной сфере является нерешенность целого ряда проблем. В их числе: Соискателем разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в целях совершенствования политики защиты интересов России в религиозной сфере, а именно:
1. Зафиксированные в научных источниках определения понятий «вероисповедание», «религиозное вероучение», «деструктивная религиозная организация», «секта», «традиционная религия», «интересы личности, общества и государства в сфере религиозной безопасности», «угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства в сфере религиозной безопасности», «религиозная безопасность» и другие следовало бы закрепить в нормативных правовых документах, регулирующих государственно-религиозные отношения и являющиеся основой политики защиты национальных интересов России: 2. Внести в разделы 2 и 3 Концепции национальной безопасности РФ новое содержание, касающееся: интересов личности, общества и государства в религиозной сфере как конституционно защищаемых прав и свобод; угроз, посягающих на жизненно важные интересы при реализации права свободы совести и свободы вероисповедания; задач и направлений по нейтрализации реальных угроз этим интересам, правам и свободам. 3. Дополнить Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» (2001 г.) самостоятельным разделом, раскрывающим перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению в условиях чрезвычайного положения, в том числе свобода совести и вероисповедания, и включающим меры по обеспечению гарантии этих прав. Разделяя объективную оценку позитивной роли православия и ислама в истории и духовной жизни народов, их исповедующих, соискатель рекомендует межрелигиозный диалог как способ совместного отстаивания духовных и нравственных ценностей, отстаивания права на религиозный образ жизни. И межконфессиональный договор как форму достижения официального согласия. Правовое поле по религиозным вопросам должно содержать единый понятийный аппарат, единую терминологическую дисциплину и единый концептуальный подход. Определяющим содержанием вероисповедной политики на современном этапе является создание условий, сочетающих обеспечение возможности наиболее полной и безопасной реализации прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания с обеспечением консолидации и стабильности общества. Такое содержание должно стать основой государственной политикой в религиозной сфере. Во-первых, тому причиной правовая гарантия — человек, его права и свободы являются высшей ценностью, защищать которые — обязанность государства. Во-вторых, в деидеологизированном обществе, утверждающем идейный плюрализм, нарастает духовный кризис, утрачиваются критерии различения добра и зла, теряется иммунитет к аморальным, деструктивным идеям и учениям. Угрозам подвергается нравственное здоровье нации, ее способность объединить свои усилия для того, чтобы вывести страну из состояния духовного упадка. Поэтому государственная политика в отношении прав и свобод личности и в отношении религиозных объединений должна быть нацелена на решение комплекса задач, в числе которых: 1. Укрепление моральных ценностей общества путем реализации позитивного социально-нравственного потенциала различных форм мировоззрения, в том числе религиозного, сохранения самобытности культурных национальных традиций народов России, развития всех форм общественной самодеятельности. 2. Защита государственных, общественных и личных интересов в религиозной сфере от угроз пропаганды культа насилия и моральных норм, противоречащих нравственным ценностям российского общества. В заключении диссертации даны основные итоги исследования, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по дальнейшему развитию государственно-религиозных отношений в России в современных условиях и совершенствованию государственной политики по защите национальных интересов в религиозной сфере.
|
Авторизация
|
||
Орлова Светлана ЮрьевнаКаков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать
Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра городаОбобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое
Базовая психологическая модель человеческого капиталаВо все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных |