Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Базовая психологическая модель человеческого капитала

Пентабазис

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных в основу обучения и воспитания. Представление о том, что человеческий капитал является "природной данностью" каждой территории, как природные ресурсы, глубоко ошибочно и порочно.

Человеческий капитал создается, выращивается по самым сложным технологиям, которые являются главным достижением каждой страны. Каждая страна «проектирует» своего гражданина, как проектирует свои самолеты, атомные электростанции. Если нет такой возможности, как это было во времена Княгини Ольги, Петра Великого, то «проект человека» покупают у развитых стран в форме идеологии, системы образования и воспитания. Так, Петр Великий использовал разработки, советы и рекомендации своего друга и советника В.Г. Лейбница (автора начал математического анализа и др.) для создания Российской империи на основе наращивания человеческого капитала страны через открытие Академии Наук, Университета, его «Новых опытов о человеческом разуме». Проекты академии наук и университета подготовил и передал Петру Великому В.Г. Лейбниц. Уже к XIX веку у России сформировалась своя национальная технология воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов. Воспроизводство конкурентоспособного человеческого капитала начинается с понимания того, что такое современный конкурентоспособный человек. Для примера можно сослаться на крайние исторические точки зрения, которые в свое время определили, какого человека, для каких целей и какими методами воспроизводить.

Успех Европы в цивилизационной конкуренции XVI-XIX веков обеспечила ассоциативная психология. Она базировалась на идее «изготовления полезного человека». Ее технологию создавали выдающиеся ученые: от Дж. Локка, Д. Юма, Д. Гартли до Д. Милля, Т. Брауна, Д. Андерсона и др. По этой теории было принято, что психические явления возникают и сменяют друг друга не хаотично, а по законам, аналогичным законам физического мира. В основу «изготовления полезного человека» был положен метод предъявления, наполняющий долговременную механическую память человека и формирующий стереотипы поведения. В процессе изготовления человеку предъявлялись стандартные ситуации из элементов, совмещенных а) во времени, б) в пространстве, в) сходные между собой. «Точный исполнитель» был идеалом ассоциативной психологии, которую приняли и до сих пор используют в современном школьном образовании. Шкала удовольствия и страдания была использована для мотивации. Так появилось учение и труд, в котором порядок превыше всего.

Все политические и экономические достижения США обеспечены технологией бихевиоризма. Бихевиоризм породил идею «изготовления нужного человека». Эта идея, начавшись с Манифеста Дж.Б. Уотсона, поддержанная Б. Скиннером, Э. Торндайком, Э. Толменом, Э. Газри, К. Халлом и др., определила способ, которым надлежит воспитывать детей, и тот тип общества, в котором они должны жить. Эта идея до сих пор неявно пронизывает все стороны жизни в США. По теории бихевиоризма возможно предсказание и контроль поведения человека на основе теории вероятностей. Знаменитый метод проб и ошибок — изобретение бихевиоризма. Основой «изготовления нужного человека» стал метод побуждения, ориентированный на долговременную активную память, и формирующий навык поиска закономерностей. В процессе «изготовления» человеку предъявляются проблемные ситуации, построенные на причинно-следственных связях. «Соискатель успеха» стал идеалом бихевиоризма, лежащим в основе современной социальной политики. Награда и наказание были использованы для мотивации. Так появилась технология познавательной активной деятельности, распространяемой сегодня по миру. Расчет вероятности стал определяющим для успеха человека.

Большинство достижений Западной Европы в XX веке обеспечены гештальт-психологией. Гештальт-психология породила идею «изготовления творческого человека». Вообще, гештальт означает организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Практические выводы из этого были изначально сформулированы М. Вертгаймером, В. Келлером, К. Кафкой для развития интеллекта человека, направленного на решение проблем. По этой теории физические, физиологические, психологические законы изоморфны друг другу и определяют поведение человека. Основой «изготовления творческого человека» стал феноменологический метод, ориентированный на озарение, инсайт, и формирующий навык решения проблемных ситуаций за счет переструктурирования элементов системы. В процессе «изготовления» человеку предъявляются проблемные ситуации, построенные на методах научного познания. «Творческий человек» стал целью гештальтпсихологии и был положен в основу подготовки кадров для создания современных высоких технологий. То обстоятельство, что целостный образ системы изначально значим для человека, было использовано для его мотивации. Так появилось современное массовое научное познание. Идея изоморфизма стала определять труд масс людей.

1. Системный подход в описании психологии человека

В основе данного исследования лежит психологическая концепция человеческого капитала, основанная на теории системного описания проф. В.А. Ганзена, который, как последователь акад. Б.Г. Ананьева, разработал «метод базисов». Он писал: «Среди базисов можно выделить следующие группы: числовые базисы — натуральный ряд чисел, ряд Фибоначчи; функциональные — набор булевых функций одного и двух аргументов (конъюнкция, дизъюнкция, отрицание); набор функций синуса и косинуса натурального аргумента при разложении периодических функций в ряд Фурье; геометрические — правильные многоугольники и многогранники, — их полные наборы, дерево дихотомической иерархии; физические — множество состояний вещества, множество цветов спектра; системные — набор принципов гармоничного целого; диалектические — диалектические диады и триады».

Для универсального описания психики человека проф. В.А. Ганзен ввел Пентабазис СПВЭИ, состоящий из четырех рядоположенных понятий (пространство, время, информация, энергия) и одного объединяющего (субстрат). Применив кодирование положением на плоскости, пентабазис можно представить в виде вербально-графического высказывания (Рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Макроструктурное психологическое описание человека (В.А. Ганзен, 1984).

Макроструктурное психологическое описание человека

Тетрада ПВЭИ естественным образом распадается на две диады: пространство — время (ПВ) и энергия — информация (ЭИ). Пространство и время являются объективными формами существования материи, информация и энергия — объективными условиями существования движения. Главный принцип — принцип системности психологической структуры человека, состоящей из индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

2. Четыре психологических качества человеческого капитала

 Универсальное описание психики человека проф. В.А. Ганзена в рамках настоящего исследования человеческого капитала получило следующую интерпретацию:

1. Совокупность параметров индивида интерпретируется, как показатель жизнеспособности человека.

2. Совокупность параметров субъекта интерпретируется как показатель работоспособности человека.

3. Совокупность параметров личности интерпретируется как способность к экономико-политическим инновациям человека

4. Совокупность параметров индивидуальности интерпретируется как способность человека к обучению.

Фактически, эти четыре параметра ввел в 1945 году академик Б.Г. Ананьев, очевидно под впечатлением событий блокады Ленинграда. Именно в блокаде психологические качества населения (жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению) позволили им не просто отстоять город, но при этом создать новые средства обороны, превосходящие средства осады. Объединение показателей жизнеспособности, работоспособности, способности к инновациям и способности к обучению дают интегральный показатель качества человеческого капитала (ИПКЧК). Который и будет рассмотрен в дальнейшем в рамках данного исследования.

Исключительно важно учитывать, что необходимые параметры человеческого капитала постоянно модернизируются под влиянием глобальных изменений во всех сферах жизни. Систему глобальных изменений в мире представляют изменения ее элементов: науки, культуры, религии и цивилизации. Адекватность человека — это соответствие его как индивида, субъекта, личности и индивидуальности современному состоянию науки, культуры, религии и цивилизации, которые непрерывно изменяются под влиянием глобализации. Так, образ жизни индивида непрерывно изменяется под влиянием изменений цивилизации и религии. Мировоззрение личности изменятся вслед за изменениями культуры и религии. Жизненная позиция субъекта зависит от изменений цивилизации и науки. Картина мира индивидуальности определяется изменениями культуры и науки (см. табл. 2.1).

Таблица. 2.1. Сопряжение политики, как синтеза глобальных изменений и человека, как порождения культуры, религии, науки и цивилизации.

Политика —
синтез
глобальных
изменений

Изменения цивилизации
Материальное регулирование
Изменения
культуры
Идеальное отражение
Изменения
науки
Активное и
Рациональное
Субъект
труда, игры, познания,
общения
Жизненная позиция
(Активное регулирование)
Индивидуальность
Картина мира
(Активное отражение)
Изменения
религии
Реактивное и
Интуитивное

Индивид
Образ жизни
(Реактивное регулирование)
Личность
Мировоззрение
(Реактивное отражение)

Психологическая суть этих параметров заключается в том, что индивидные свойства человека «материализуются» для оценки человеческого капитала, если измерять их через отношение положительных мотивов человека (играют роль выталкивающей силы воды) к отрицательным мотивам его поведения (аналог груза в трюмах и на палубе). Это отношение и определяет жизнеспособность человека. Индивид жизнеспособен, если положительные мотивы доминируют над отрицательными.

В свою очередь, работоспособность субъекта можно измерить через отношение суммы его произвольных психических процессов субъекта к его непроизвольным процессам. Человек работоспособен, если его произвольные психические процессы превосходят его непроизвольные процессы.

А способность к инновациям измеряется через отношение ценностей человека (играющих роль свинцового киля у яхты) к давлению социальных ударов в виде проявлений несправедливости, подавления свободы, нарушения прав и др. (играющих роль ударов ветра в паруса, опрокидывающих яхту).

Наконец, способность к обучению можно оценить через меру психического усилия индивидуальности, которое она может применить для достижения поставленных целей. Цель — получить и использовать знания для обхода очередного препятствия, средство — достаточное для этого психическое усилие.

Только в случае положительных отношений в психологической структуре индивида, личности, субъекта и индивидуальности человек достигает смысла, целей, ценностей своей жизни, сохраняет себя и свою страну.

Глобализация требует от человека такой непрерывной модернизации четырех параметров качества человеческого капитала, которые делали бы его адекватным реальной жизни «в этом месте и в это время». Малейшее отставание от глобальных изменений в цивилизации, науке, культуре, религии делает его неконкурентоспособным. Это совершенно очевидная истина нуждается в индикаторах, показывающих, насколько человеческий капитал адаптирован к глобально изменившимся требованиям реальной жизни. Такими индикаторами адаптации человека к глобальным изменениям являются картина мира (индикатор способности к обучению развития индивидуальности), мировоззрение (индикатор способности к инновациям личности), образ жизни (индикатор жизнеспособности индивида), жизненная позиция (индикатор работоспособности субъекта).

1. Жизнеспособность и образ жизни. Образ жизни человека как индивида имел в виду Б. Паскаль, когда писал: «Мы не задерживаемся в настоящем. Мы предвосхищаем будущее, ведь оно так медленно наступает, — чтобы ускорить его приход; и мы кличем прошедшее, чтобы задержать его уход, — ведь оно так стремительно исчезает. Мы в настоящем, которое нас тяготит. Мы скрываем его от нашего взора, если оно нас мучает; а если оно желанно, мы омрачены видом его исчезновения. Мы пытаемся сделать настоящее сносным с помощью будущего и думаем о том, как подчинить то, что не в нашей власти...».

Образ жизни — результат формирования человека как Индивида, т.е. человека, самостоятельно переживающего свое состояние. О существовании образа жизни большинство людей знает на примере «здорового образа жизни», связанного с занятиями спортом, правильным питанием, режимом труда и отдыха и т.п. В действительности, Образ жизни означает прежде масштабнейшую борьбу между телом и духом, между телесным искушением и духовным аскетизмом. Именно эта борьба, в частности, устанавливает границы допустимого в питании, употреблении алкоголя, сексуальной жизни, предельных нагрузках на организм, способах лечения — т.е. исполнения функций организма. Глобализация в первую очередь изменяет Образ жизни человека таким образом, какого никогда не было в истории человечества. Люди поставлены глобальными изменениями в положение «первопроходцев», которым разрешено недопустимое, нереальное, невозможное и затруднен тот образ жизни, который составлял силу людей и доставлял им радость.

Образ жизни глобализация делает тайной, где никому не известны нормативы использования мобильной связи, получения информации по радио и ТВ, по электронной почте и Интернету. Совершенно неясен порядок и размеры употребления пищи и алкоголя, наркотиков, лекарств, сняты все ограничения на интерес к сексу, исчезает значение семьи и неясно, как воспитывать детей: что можно и что нельзя? Появился новый образ жизни — сетевой стиль, который кладет начало полному подсоединению человека к компьютерным сетям.

2. Работоспособность и жизненная позиция. Жизненную позицию можно описать словами того же Б. Паскаля: «Внутренняя борьба разума против страсти делит людей на два класса: одни отказались от страстей и хотят стать богами; другие отказались от разума и хотят стать животными. Но ни те, ни другие не могут достичь этого; разум всегда присутствует и обвиняет ничтожество и несправедливость страстей, и страсти живы в тех, которые хотели бы от них отказаться». Жизненная позиция — результат овладения человеком своим поведением, он становится Субъектом поведения, т.е. человеком, самостоятельно достигающего поставленных целей. Строго говоря, это 1) формирование Мышления, позволяющего отличать существенное от несущественного, 2) развитие своей Воли до уровня, делающего поведение человека произвольным, 3) придание своим аффектам социально одобряемой конструктивной формы творчества, 4) усвоение полной совокупности стереотипов и стандартов поведения, достаточной для защиты от внешнего произвола.

Жизненная позиция стоит за фактом необыкновенной активности человека, которая проявляется в трудовом преобразовании планеты. Города, дороги, поля и др. — детище Жизненной позиции масс людей. Жизненная позиция — это отношение человека к способу получения средств к существованию, а точнее — к труду. Она является целью государства, и о ней мечтает семья каждого начинающего самостоятельную жизнь человека. Жизненная позиция была гарантией правильной, честной, уважаемой жизни человека. Именно Жизненная позиция делила общество на две неравные половины: первая считала труд наградой и обязательным условием жизни, вторая — явно (воры в законе) или скрыто (завсегдатаи курилок) считали труд наказанием и всеми доступными методами избегают его.

К сожалению, сам факт существования ценностей жизни, ее целей и смысла, включая упоминание жизненной силы слишком часто воспринимается как нечто отвлеченное и теоретическое. В действительности именно на их «плечах» стоит то существенное и жизненное, что в трудный час заставляет отрезветь самых отъявленных практиков и циников. За смыслом жизни скрывается жизнеспособность человека, которую жестко регулирует глобализация через изменения цивилизации и религии. «Способность жить» — это сколько и как осталось жить, что каждый человек узнает в минуты отрезвления. А кроме этого глобализация через цивилизационные условия и достижения науки регулирует его работоспособность; через обладание культурой и поддержку религии определяет меру его способности адаптироваться к инновациям; через влияние культуры и науки формирует способность к обучению. Причем проблемы изменения жизнеспособности, работоспособности, способности адаптироваться к инновациям, способности к обучению — это не только личные проблемы каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому они составляют структуру глобализации как конечный результат объединения в систему ее элементов и функций.

3. Способность к инновациям и мировоззрение. Мировоззрение человека как личности описал тот же Б. Паскаль: «Перед всемогущим величием природы, гор, морей, бесконечности звездной ночи к человеку приходит ощущение подавленности. Вечное молчание бесконечных миров ужасает меня. Я вижу эти страшные пространства Вселенной, которые меня охватывают. Человек находится между двух бесконечностей — бесконечно большим и бесконечно малым — и в него проникают они обе; видимый мир, в котором мы живем, есть только маленькая тюремная камера, подвешенная между двумя пропастями — бесконечностью и ничто».

Строго говоря, Мировоззрение — это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов, и убеждений, определяемых как отношение к действительности, общее понимание мира, так и программы деятельности людей. Личностью, носителем мировоззрения является как отдельный человек, так и социальные/профессиональные группы, этнонациональные/религиозные общности, и классы, и общество в целом. Мировоззрение — результат формирования человека, самостоятельно отличающего добро от зла, возможное от невозможного, допустимое от недопустимого.

Специалисты напоминают, что даже Фрейд полагал, что Мировоззрение — это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место. Легко понять, что обладание таким мировоззрением принадлежит к идеальным желаниям людей. Полагаясь на него, можно надежно чувствовать себя в жизни, знать, к чему следует стремиться, как наиболее целесообразно распорядиться своими аффектами и интересами.

В Мировоззрение человека входят только те знания, которые его убеждают, которые прочувствованы им как знания истинные; только те знания, которыми человек руководствуется в своем поведении. Поэтому мировоззрение — это синтез и высший уровень духовной жизни человека.

4. Способность к обучению и картина мира. Значение Картины мира как системы защиты сознания человека как индивидуальности описал Блез Паскаль: «Только мысль делает человека великим. Человек познает, что он нищ; он нищ, ибо он есть, но он велик, ибо познает это. Не в пространстве могу я найти свое могущество, а в порядке моего мышления. Я не стал бы могущественнее, если бы обладал странами. В пространстве Вселенная охватывает и проглатывает меня, как маленькую точку, — в мышлении я охватываю ее». Картина мира — результат формирования человека как Индивидуальности, т.е. человека, самостоятельно формулирующего свои цели. Строго говоря, это 1) формирование Представлений об устройстве мира и общества, 2) овладение Языком для описания мира и контакта с ним, 3) накопление в Памяти информации, достаточной для точной самоидентификации в физическом и социальном пространстве, 4) Восприятие мира как явления неопасного, понятного, доступного для реконструкции в своих целях.

Специалисты сходятся во мнении, что каждый человек чувствует опасность, исходящую извне. Мир, который «во зле лежит» пробуждает состояние тревоги. Чтобы действовать в нем, человек должен прежде всего определить конкретные источники внешней опасности. Для этого знать: 1) что является источником опасности, 2) чего нельзя делать, чтобы не вызвать эту опасность на себя, 3) что надо делать, чтобы ее преодолеть? Благодаря Картине мира человек получает образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком так, что каждое его действие является компонентом общей структуры. Но появляется Будущее, и с таким трудом созданный образ мира требует все нового и нового обновления — способности к обучению (см. рис. 2.3.).

Рис. 2.3. Структура сознания политического человека.

Структура сознания политического человека

 Таким образом подтверждается, что человеческий капитал — это достаточное количество людей, обладающее необходимыми качествами для самосохранения и воспроизводства в непрерывно изменяющихся и усложняющихся условиях жизни. Является аналогом и явлением, симметричным финансовому капиталу по значимости, важности, ценности для страны.

Государство имеет своей основной функцией сохранение и производство человеческого капитала с современными качествами и в необходимом количестве.

Финансовый капитал без сравнимого с ним человеческого капитала теряет свой смысл и свою силу. Нарушение баланса, гармонии между капиталами финансовым и человеческим — признак тяжелого социального и политического неблагополучия в обществе.

3. Макроструктурное описание психолого-политических «посредников» между человеческим капиталом и политикой

Состояние четырех параметров человеческого капитала страны имеет решающее значение для успеха в экономической и политической конкуренции в условиях глобализации — мира без границ. Успех достигается сбалансированным сочетанием финансового и человеческого капитала. В бытовом, всем известном русском языке, принято понимать под конкуренцией «соперничество, борьбу за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкурировать, значит соперничать, состязаться, добиваясь первенства» (Ожегов). Пол Хейни намекает, что «конкуренция — это процесс, в котором участвуют конкуренты. Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов». Вся мудрость экономической конкуренции заключается, как пишет П. Хейни, в том, что, побеждает в конкуренции товар, фирма, страна за счет изобретательности, изощренности, дальновидности людей, осуществляющих конкуренцию«.

Интегральным показателем состояния человеческого капитала является «мера счастья» каждого человека, которая обнаруживается в переживании им полноты бытия, связанного с самоосуществлением.

Человек совершенно счастлив, если самоосуществляются все 16 переменных его психики (см. рис. 1.3.1.). Например, должны самоосуществиться его мышление, или воля, или опыт в форме признания, принятия, применения его достижений в профессиональной, общественной, личной жизни. В этом случае продукты его ума, воли, характера в виде изобретений, произведений, достижений в труде, в личных отношениях обретают потребительную стоимость: их покупают, принимают в дар, ими пользуются, за них благодарят и т.д. Человек счастлив — он понят, принят, признан.

Рис. 3.1. Макроструктурное описание психолого-политических «посредников» между психологией человека и политикой (А.И. Юрьев, 1997).

31.gif

 Но человек несчастлив, если по внутренним или внешним причинам часть переменных не самоосуществляются. Внутренние причины — или отсутствие содержания, которое должно самоосуществиться (он необразован, невоспитан, неумел, неактивен). Или есть внутренние психологические барьеры препятствующие самоосуществлению: застенчивость, скромность, неадекватность поведения. Внешние причины — это непринятие людьми самоосуществляющегося содержания некоторых из 16 переменных психики человека в форме, например, отказа в работе, публикации, любви и т.п. Или это прямой запрет на такое самоосуществление в форме, например, тюремного заключения, изгнания и т.п. Политика в зависимости от своих целей или облегчает, или затрудняет самоосуществление индивидных свойств человека (нейродинамика, половые, возрастные, конституция), субъектных свойств (воля, мышление, аффект, перцепция), личностных свойств (направленность, способности, темперамент, характер), свойств индивидуальности (опыт, индивидуальная история, продуктивность, особенности).

Счастье — это психологическое интегральное ощущение человека, которое и является объектом воздействия политики на сознание и поведение человека. Например, политика делает людей несчастными, объявляя войну, т.е. отрывая человека от любимых людей, перспективной работы, увлекательных замыслов, комфортного окружения. Или общество наказывает виновного человека заключением в тюрьму, фактически — это наказание «невозможностью самоосуществиться», а значит «сокращением переживания полноты бытия», а значит — «несчастьем».

Адекватная политика за счет расширения личностных, экономических, политических свобод создает условия для самоосуществления человека такого масштаба, что у него нарастает переживание полноты бытия, т.е. счастья.

Любая работа с человеком, будь то в сфере экономики, политики или управления, неизбежно сталкивается с мерой его «самоосуществления», которая и делает человека работоспособным, законопослушным, управляемым, жизнеспособным. И любая проблема в работе с человеком заключается в наличии «несамоосуществившейся функции», для которой не были созданы условия для ее самоосуществления. Но главным инструментом для самоосуществления человека является политика — она решает кому, где, как жить, чем заниматься. Если политика манипулирует ощущением полноты бытия за счет сокращения или увеличения свобод, то она и порождает политического человека, который хочет быть счастливым, но ощущение полноты бытия, т.е. счастье, находится в компетенции власти.

Категория счастья, к сожалению, является мало исследованной психологической реальностью. Главное значение счастья заключается в том, что она играет роль аккумулятора, дающего «искру» для начала активности, труда, работы, деятельности. Именно счастье обеспечивает то, что психологи именуют «подъемом жизненных и творческих сил». Несчастье делает человека уязвимым для болезней, психических отклонений, вытеснения из общества, из жизни. Переживание мгновений счастья, хотя бы краткое и редкое, заряжает психологический «аккумулятор», запускающей жизненные силы человека (см. рис. 1.5).

Счастье — труднодостижимое переживание, не все его достигли, и поэтому многие отрицают то, чего не достигли и не пережили. Не достигли потому, что счастье можно пережить только в момент наивысшего напряжения всех сил личности: в труде, в бою, в поиске истины, в интимной жизни. Счастье возможно только при наличии у человека объекта, ради которого он готов на запредельное напряжение ума, мышц, воли, терпения. Те, кто избегают предельного напряжения как неприемлемого, переживания счастья никогда не испытают. Более того, признаком счастья является готовность к страданию, что совсем противоречит порочному его пониманию, как «ощущению наивысшего довольства чем-либо». Только счастливый человек готов жертвовать жизнью, терпеть невыносимую боль, отказываться от наслаждения ради источника своего счастья. Все достижения, все подвиги совершили счастливые люди: Ян Гус и Николай Коперник пошли на костер ради открывшейся им истины. Родители отдают жизнь, защищая своих детей. Примеров тьма. Наверное, это имел в виду И.С. Тургенев, когда писал: «Хочешь быть счастливым? Научись сперва страдать».

Известно, что счастьем нельзя владеть — оно обязательно предмет для передачи, и у него нет другого предназначения. Человек счастлив лишь в тот момент, когда он «передает» другому человеку свое переживание счастья, которое он испытывает. Счастливый человек всегда сожалеет, что другой человек не может разделить с ним наслаждения от созерцания необыкновенного пейзажа, высоты полета, вида глубин океана, проникновения в тайну природы, восторга от победы в поединке и т.п. Человек, ощутивший наслаждение от чего-либо, немедленно утрачивает его, если не пытается поделиться им с другим человеком. Поэт М. Светлов говорил: «И если не радость и счастье, то что же мне людям дарить?»

Известно, что счастье, превращенное в удовольствие, теряет свой смысл и свою силу. Счастье появляется всегда не потому что, что к нему стремятся, а потому, что оно является естественной «платой» за предельное усилие ради кого-либо. Еще Ст. де Буфле писал, что удовольствие — это счастье глупцов. Сенека предупреждал, что чем больше стремишься к счастью, тем больше от него отдаляешься. К. Бальмонт писал, что «счастия искали, счастья не нашли». О. Хаксли говорил, что счастье возникает как побочный продукт, как кокс при производстве металла. Спинозе принадлежит мысль, что счастье — это не награда за добродетель, а сама добродетель.

Но счастье — интегральный показатель эффективного состояния человека, которое формируется четырьмя дифференциальными переживаниями: как а) индивид, когда он испытывает любовь; б) субъект — когда он создает своим трудом потребительную стоимость; в) личность — когда он обладает верой в истинность стратегии своей жизни, г) индивидуальность — когда он обладает надеждой, выстраданной им в интеллектуальных поисках. Поэтому политика манипулирует не напрямую переживанием счастья, а косвенно, через нагнетание любви или ненависти (обобщенный показатель самоосуществления индивида), через возможность трудиться или лишение работы (обобщенный показатель самоосуществления субъекта), через укрепление веры людей в человека и общество или ее уничтожение (обобщенный показатель самоосуществления личности), через формирование у человека надежды на лучшее будущее или ее разрушение (обобщенный показатель самоосуществления индивидуальности).

Любовь — государственный ресурс, потому что только она дает человеку бесстрашие в войне, неутомимость в труде, изобретательность в науке, стойкое продолжение своего рода. Фундаментальность любви доказывается в 1-м Послании Св. Павла коринфянам. Им сказаны чрезвычайные слова: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так — что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я — ничто». Но любовь для очень многих людей и для воплощения в политике — труднодостижимая мечта. При всей кажущейся простоте вопроса, Св. Павел перечисляет условия существования любви: «любовь 1) долготерпит, 2) милосердствует, 3) любовь не завидует, 4) любовь не превозносится, 5) не гордится, 6) не бесчинствует, 7) не ищет своего, 8) не раздражается, 9) не мыслит зла, 10) не радуется неправде, 11) а сорадуется истине; 12) все покрывает, 13) всему верит, 14) всего надеется, 15) все переносит...» Очевидно, что неисполнение только одного условия, перечисленного Св. Павлом, превращает любовь в пустое слово, в ложь, в свою противоположность — в ненависть.

В.Г.Лейбниц утверждал, что любовь — это склонность находить удовольствие в благе, совершенстве, счастье другого человека. Или склонность соединять благо другого человека с нашим собственным благом. В своем письме Мальбраншу, он писал: «Быть справедливым — значит быть милосердным, но так, чтобы это согласовывалось с мудростью. Мудрость есть знание о высшем благе. Милосердие — это всеобъемлющее благорасположение. Благорасположение — это привычка любить» (12-13.03.1699). Понимание смысла такого высказывания — экзаменационный вопрос для общественного деятеля политика, намеренного повлиять на политическое поведение масс людей. И для политического психолога.

Другим, не менее грандиозным, но очень тонким инструментом политики, является вера (самоосуществление личности). Политика или разрушает веру человека во что-то, или созидает ее как основу его жизни. Это чрезвычайно важно, потому что человек живет только до момента (!), когда он верит в нечто: в другого человека, в идею, в обстоятельства, в судьбу и т.д. Разрушение его веры в первое, второе, третье — это как обрыв строп парашюта, это обрыв связей человека с жизнью. Чтобы жить, стремиться, бороться, человек верит в очень небольшое число житейских констант: 2. 3, 9, может быть. Знаменитая «Личность» в психологии — это социальный костюм, одетый на «скелет и мышцы» веры человека. Человека опознают как личность издалека не по одежде, а по особой уверенной стати, динамике движения, которую ему придает вера, определяющая силу и влияние его личности. Именно вера обнаруживается за каждым словом, движением, поступком личности.

Значение веры для политики известно со времен богословских споров. Богословские дискуссии были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни, и какие механизмы задействовать в политической жизни. Согласно христианству, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1.). Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления — уже факт веры, дающей ему душевные силы. С.Н. Булгаков писал, что то, во что можно верить, нельзя знать, оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению В.С. Соловьева, кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н. Трубецкой утверждал, что вера как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование. Суть веры заключается, по его словам, в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении «верую, чтобы понимать» (credo ut intelligam). Споры о тайне рождения сына Божия — это споры о самом человеке и его месте в мире. Побеждает политик, сильнейший в области психологии веры.

Третьим психологическим феноменом, который использует политика, является надежда (самоосуществление индивидуальности). Обыкновенно говорят, что надежда — это ожидание осуществления чего-то радостного, благоприятного. Однако, если вера — иррациональна (нельзя доказать истинность того, что составляет силу личности), то надежда рациональна — она должна доказывать свою правоту фактами, расчетами, логикой, исследованиями, цифрами, аналогиями. Всем известные Пятилетние планы СССР, Сводки Информбюро, Программы партий и кандидатов — это методы формирования надежды. Надежда обосновываются «поднаучными» графиками, диаграммами, информацией о «движении вперед», выполнении планов и т.д. Гигантские «машины для промывания мозгов» — средства массовой информации — формируют, лепят надежды разных размеров, форм, конфигураций. Но при этом разрушают те надежды, которые не входят в планы реализуемой политики.

Политика негласно исходит из комментариев к надежде, которую дал Св. Ап. Павел своем послании Римлянам (гл.8): «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда, ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в долготерпении». С точки зрения современной политической психологии «долготерпение» — это очень трудный и долгий путь развития человека, становящегося индивидуальностью, которая своим самосуществлением и продуцируют надежду. Считается, что вера и надежда не остаются в одном состоянии: вера переходит в «видение», надежда в «обладание» — в этом их принципиальная разница. Надежда воплощается в материальные атрибуты жизни человека, за которыми стоит наука, политика, производство, экономика, культура. Надежда базируется на способности индивидуальности понимать ненормальности, несовершенства своего существования и находить способы спасения и совершенствования нетривиальными решениями. Поэтому обладание надеждой дается далеко не всем людям, а только именуемым в психологии «индивидуальностями».

Четвертым психологическим феноменом, формирующим переживание счастья, является труд — создание потребительной стоимости (самоосуществление субъекта). К. Маркс определял труд как потребление рабочей силы. Естественно, что расходование рабочей силы влечет за собой так называемые трудные состояния: напряженность, утомление, монотонию, стресс, которых человек избегает по понятным причинам. Иллюзий относительно труда никогда не было, потому что с его точки зрения «кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд во все время труда, необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом, как игрой физических и интеллектуальных сил». Никакого наслаждения.

Поэтому политика львиную долю своих сил тратит на то, чтобы объединить работника с предметом и средствами труда. К. Маркс еще писал, что: «Покупатель рабочей силы потребляет ее, заставляя работать ее продавца». Происходит это потому, что в большинстве случаев предмет труда (земля, уголь, скот и т.п.) так тяжел и грязен, что объективно непосилен для человека. Труд — это подвиг. Временами наблюдается массовое бегство работников от предмета труда, как это было в сельском хозяйстве в СССР. Но и средства труда так же в большинстве случаев отталкивают работника, потому что требуют запредельного напряжения в работе, вызывая профессиональные болезни, инвалидность и т.п. Отбойный молоток в шахте, гусеничный трактор в холодном поле разрушают здоровье, расход силы не оправдывают доходов. Политика ищет все новые и новые методы, чтобы соединить новых работников со старым предметом и новыми средствами труда, — иначе жизнеобеспечение общества прекратится.

Тем не менее, именно труд является непременным условием счастья человека по двум причинам: 1) только в процессе труда ребенок, рожденный человеком, сам становится человеком. Тайна труда заключается в том, что все психические процессы, свойства и функции человека развиваются только в натуральном процессе расходования рабочей силы (а не в спорте или игре). Свойства субъекта: мышление, воля, аффект, перцепция становятся человеческими только в процессе изнурительного упражнения ума, воли, мышц, которые нельзя прервать по своему желанию из-за утомления или монотонии. Никакой суррогат труда (игра, спорт) не развивает высшие психические функции человека, которые являются главной целью цивилизации. Человек сам себя строит, преодолевая самого себя и природу.

Труд является обязательным условием счастья человека и по второй причине: в процессе труда создается продукт (материальный, интеллектуальный, эстетический, этический), который имеет потребительную стоимость. Это значит, что он жизненно важен для людей как вода в пустыне. И этот продукт является предметом передачи другому человеку. Никакого иного предназначения у результата труда человека нет — он всегда для других. В момент передачи результата своего труда человек испытывает переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением функций субъекта. Масштаб переживания, конечно разный (космическая ракета или тонна молока), но итог одинаковый — переживание счастья. Люди, по каким-либо причинам отсеченные от труда, формируются как люди неполноценные и как люди, которые никогда не испытают настоящего человеческого счастья. Политика несет ответственность за то, чтобы процент таких людей в общей массе населения был возможно меньшим: иначе страна оказывается отброшенной на сотые места в мировой конкуренции со всеми вытекающими последствиями.

При переходе от тестирования одного человека к репрезентативной выборке испытуемых есть надежда получить данные по качеству человеческого капитала, как это делает ПРООН без психологических данных, тем не менее, именуя это качеством человека или качеством человеческого потенциала.

Показатели качества человеческого капитала исследуются для определения его функциональных возможностей в ситуации все обостряющейся глобальной конкуренции. История человечества хранит данные о том, как целые народы исчезали бесследно, а другие появлялись на их месте, потому что были жизнеспособнее, работоспособнее, быстрее воспринимали и генерировали инновации, легче обучались. Именно эту психолого-политическую задачу предстоит решать России в обозримой перспективе.

В разработке психологии человеческого капитала приняли участие доктор психологических наук, профессор Юрьев А.И., кандидаты психологических наук И.С. Бурикова, М.А. Коновалова, М.А. Пушкина, Л.П. Шевякова. Теоретические основания психологического исследования человеческого капитала были изложены в книге перечисленных авторов «Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала» (СПб., Логос, 2006).

 


Имидж-студия «28»Имидж-студия 28
Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill

l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать


l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое


l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных