Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Этнический и религиозный фактор в структуре человеческого капитала (на примере некоторых северо-кавказских республик)

butuzov.jpg
Автор: В.Ю. Бутузов
Дата первой публикации: октябрь 2009
Первоисточник: Материалы международной научной конференции, посвященной 20-тилетию кафедры политической психологии СПбГУ «Теория и практика Российской политической психологии»

В вопросе определения качества человеческого капитала одними из основных факторов, которые необходимо учитывать, несомненно, являются этнические и религиозные составляющие. Как имеющие наиболее длительное воздействие во времени эти факторы оказывают существенное влияние на все психологические качества населения входящие в понятие человеческий капитал.

Этнос, как системная целостность лежащая на границе социосферы и биосферы, представляет собой устойчивый человеческий коллектив, оказывающий решающее влияние на формирование психологии отдельной личности и коллективного стереотипа поведения в целом. Любой человек, живущий на земле, в значительной степени является продуктом своего этноса. Основной психологический продукт, который формирует этническая система, это стереотип поведения отдельных индивидов. И ни один человек на земле в полной мере не может быть свободен от этого стереотипа. Но то, насколько силён стереотип поведения, зависит от многих факторов. В частности, моноэтничным или полиэтничным является регион проживания, на какой стадии развития находится тот или иной этнос, насколько выражена межэтническая напряжённость в регионе, как долго тот или иной человек провёл в составе своего этноса, не покидая региона и т.д.

Так как этнические коллективы имеют биологические корни (как функционирующие по законам самоорганизации, и наиболее долго живущие социальные системы на земле), то цели их существования являются иррациональными. Поэтому человеку свойственно бессознательно реагировать на реальные или мнимые угрозы безопасности этноса и искать в его лоне последнее прибежище в трудные времена. Этномобилизующая функция проявляется в том, что человеческое поведение определяется бессознательными импульсами (инстинктивно), хотя всегда и объясняется какими-то разумными мотивами.

Все иррациональные цели в этносе рационализируются через призму социальных категорий. Это категории справедливости, добра, красоты и истины . В каждом этносе приняты свои категории, или даже правильнее сказать, что они сами формируют этнос, с их помощью происходит управление этносом. На уровне личности эти категории определяют веру человека - то, что для него незыблемо и что направляет его поведение. Любой этнос начинается тогда, когда иррациональные цели рационализируются, и их удовлетворение начинает приобретать специфическую для данного этноса окраску под действием категорий Справедливости, Добра, Красоты, Истины. В целом все эти категории формируют неповторимый, в каждом конкретном случае, стереотип поведения, а разрушение этих категорий ведет к гибели этноса.

Данные категории являются продуктом всей истории этноса и формировались также под влиянием приспособления этноса к окружающему географическому и социальному ландшафту. Категория справедливости регламентирует в основном поведение и деятельность членов этноса, их возможность обладания теми или иными ресурсами, их права и обязанности. Категория добра регламентирует поведение членов этноса, их отношения между собой, но не так жестко и формально, как категория изобилия, а пользуясь для своего выражения таким инструментом, как общественное мнение, и выражая свои принципы в терминах "хорошего" и "плохого". Категория красоты регламентирует не столько поведение членов этноса и их взаимоотношения, сколько их отношение к жизни, к окружающему миру, эмоциональную сторону их сознания. Эта категории в большей степени, чем остальные, объединяет членов этноса и противопоставляет их окружающему миру. Стиль архитектуры, одежда, единый образец человеческой красоты и стремление ему подражать - все это делает членов одного этноса внешне похожими и отличает от других. Истина - это высшая из категорий этноса. По своей природе она настолько абстрактна, что не имеет прямого отношения к поведению и деятельности, а регламентирует в основном сознание, способность человека к рациональному мышлению, а также поддерживает и закрепляет три другие категории.

Все эти категории формируются в результате длительного исторического процесса и ложатся в основу этнической культуры (основного механизма, посредством которого человеческие коллективы адаптируются к окружающей среде). Благодаря культуре человек получает такой образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком так, что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры. Этнос адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает свое название, определяет его место в мироздании. Так формируется этническая картина мира - основополагающая компонента культуры этноса, индивидуальная в каждом конкретном случае.

Но этническая картина мира может сильно меняться с течением времени. Неизменимыми оказываются лишь логически не объяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые картины мира, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования. Эти неизменные блоки являются этническими константами или центральной зоной культуры.

Этнические константы обязательно включают следующие бессознательные образы:

1) локализацию источника зла;

2) локализацию источника добра;

3) представление о способе действия, при котором добро побеждает зло.

Таким образом, этнические константы - это некий внутренний, не осознаваемый ни членами этноса, ни внешними наблюдателями культурный стержень, в каждом случае уникальный и определяющий согласованность действий членов этноса. Именно этот стержень является основой этничности, и вокруг него кристаллизуется этническая традиция в различных ее модификациях.

Этническая система неизбежно реагирует уже на любую угрозу национальной традиции - автоматически включаются этнозащитные механизмы. В современном мире необходимым условием для запуска этнозащитных механизмов является не только наличие межэтнической напряжённости, но и интенсивное информационное воздействие СМИ, пропагандирующих идеи глобализации. Такие идеи на этническом уровне воспринимаются как угроза целостности этноса и активизируют этноконсолидирующие процессы.

Для Кавказа во все времена было характерно чёткое и неукоснительное следование национальным традициям. Национальная традиция оставалась на протяжении всей истории главным средством сохранения собственной уникальности и независимости, в регионе с очень плотным населением и активными межэтническими контактами. Сама природа Кавказа активно способствовала сохранению национальной неповторимости. Горный ландшафт, труднодоступная местность позволяли жить обособленно любому коллективу. Недаром Кавказ - это самый многонациональный регион России, где отдельный этнос может занимать лишь одно ущелье или, даже, всего несколько аулов. Горы надёжно укрывали от непрошенных гостей и от чуждого культурного влияния. В то же время то, что в местные этносы постоянно вливалась новая кровь (за счёт браков с представителями соседних народов, или за счёт военной добычи) не позволяло им превратиться в реликтовые этносы, и они на протяжении всей истории сохраняли высокий уровень активности. В зоне столь интенсивных межнациональных контактов для взаимопонимания и мирного сосуществования неизбежно должен был выработаться некий универсальный способ взаимодействия. Так выкристаллизовался феномен кавказской культуры, которая для стороннего наблюдателя кажется чем-то единым и монолитным, но местные жители чётко определяют национальные границы по уникальному в каждом отдельном случае стереотипу поведения. Несмотря на такую мозаичность и пестроту национального состава, кавказская культура адаптировала под себя всё пришлое население, (среди кавказцев много некоренных народов), однако парадоксальным образом в этой адаптационной модели всегда сохранялась национальная уникальность. Русские, также, закрепились на Кавказе только благодаря казакам, полностью перенявшим местную культуру. Причём закреплялись на Кавказе только этнические группы готовые к жёсткой конкурентной борьбе, в условиях которой протекала вся жизнь местного населения. Необходимость этой борьбы обуславливалась жёсткостью, как природной среды, так и социального окружения и тот, кто был не готов к конкурентной борьбе либо ассимилировался местными народами, либо вытеснялся из региона. Таким образом, кавказская культура традиционно воспитывала в человеке психологические параметры необходимые для успешной конкурентной борьбы, формируя, таким образом, определённые качества человеческого капитала.

Но сегодня кавказская культура, как и весь мир, столкнулась с вызовом новой реальности. XXI век ознаменовался небывалым расцветом информационных технологий. Практически никакие природные препятствия уже не могут служить барьером для распространения нового информационного пространства. Человечество не сталкивалось за всю свою историю со столь интенсивным, разнообразным и всепроникающим информационным воздействием.

Естественно, что эта новая реальность вступает в конфликт с устоями выработанными веками. Красивая картинка с самых разнообразных экранов властно вторгается в жизнь, манит своей привлекательностью, зовёт испытать новые ощущения, приглашает отказаться от всего устаревшего и жить также весело и беззаботно как "весь остальной мир". В результате смысл жизни, определяемый, в том числе, через национальную культуру, разбивается в сознании человека на локальные, никак не связанные между собой цели. В результате отдельная личность начинает функционировать хаотично, происходит размывание традиции, нарушается структура этносов. И этнические системы отвечают на этот вызов времени закономерным срабатыванием этнозащитных механизмов. Функционирование этих механизмов может проявляться в самых разнообразных формах, но главная их цель сохранить функционирование этноса, как единой системы.

В силу инертности бытового сознания и закономерности функционирования этнозащитных механизмов (когда источник напряжённости чётко не локализуется, и проявляется на индивидуальном уровне лишь как тревожное состояние) в национальных проблемах на Кавказе, чаще всего, обвиняются соседи. Источником бед объявляются беспочвенные притязания, желание навязать свой образ жизни, кровожадные планы "просто навредить нам и разложить нашу молодёжь" со стороны соседнего народа или федерального центра. Данный стереотип очень живуч, ведь проще всего обвинять в собственных проблемах реальных людей, которые находятся в зоне досягаемости, тогда и решение всех проблем кажется легко достижимым - изменить других, чтобы нам стало лучше. Но постепенно растёт понимание того, что корни проблем лежат гораздо глубже.

Поэтому среди молодёжи, которая не находит себя в условиях бесцельного функционирования в хаотическом режиме идеологии потребления, и среди тех, кто уже минует границы молодости, наблюдается значительное повышение интереса и возврат к старым, зачастую уже забываемым, национальным традициям. Этот возврат может выливаться в самые разнообразные формы и иметь совершенно противоположный вектор. Так, в Северной Осетии эта тенденция характеризуется повышением религиозности. При этом, с одной стороны, эта религиозность развивается по пути унификации национальных религиозных воззрений с христианством и полной их адаптацией под христианство (идёт строительство храмов, монастырей, местным святым находят место в традиционной православной иконографии), а с другой, осетинское единобожие отвергает христианство и считает его чуждым и привнесённым из вне. Причём, зачастую, большинство участников ритуальных действий, поездок по святым местам, бытовых религиозных обычаев объяснить смысл происходящего не могут (хотя в культурном контексте все эти действия наделены определённым смыслом), но все считают, что участвовать в этих мероприятиях и соблюдать обычаи необходимо. То есть возрождение традиции происходит, прежде всего, не на рациональном, а на эмоциональном уровне. Удовлетворяется, в первую очередь, потребность в национальном единении. Именно так, через мобилизацию национального единства и возврат к ценностям, которые помогали сохраниться этносу в течении веков, видится здесь возможность преодоления нестабильности и повышения конкурентоспособности в условиях стремительно развивающегося современного мира.

В Чечне, после того как источником всех бед была объявлена ваххабитская идеология, чуждая местному суфистскому исламу (по сути, была проведена переинтерпритация направления развития, но сама активность основной массы местного населения была сохранена и направлена в другое русло) республика в значительной степени очищена от незаконных бандформирований. А в результате беспрецедентной поддержки Р. Кадырова из центра, ему удалось полностью избавиться от политических противников или вытеснить их из Чечни. Небывалая концентрация власти в одних руках позволяет президенту Чечни воплощать в жизнь классическую формулу "друзьям - всё, врагам - закон". В результате каждый получил то, что хотел, федеральный центр - "конституционный порядок", а недавние боевики - всю власть в республике. В определённой степени такая централизация способствует объединению народа, а финансовые вливания из центра позволяют направить его активность в мирное русло. На сегодняшний день население республики объединено идеями построить самый красивый город на Кавказе и доказать, что способны добиваться успехов и в мирной жизни. Чеченский этнос, как наиболее активный на Кавказе на сегодняшний день, стремится материализовать свои преимущества в конкурентной борьбе строительством в мирной сфере и не только восстановить разрушенную столицу республики, но и сделать Грозный во всех отношениях самым передовым городом в регионе. Данная идея на сегодняшний день является доминирующей и этномобилизующей. Но существенным дестабилизирующим фактором может оказаться экономическая ситуация в Чечне, где кроме торговли и строительства нет почти никаких средств заработка - все заводы за время войны были разобраны на нужды местного населения и металлолом. Кроме того, существенным сдерживающим фактором в осуществлении этих планов является "узкая" специализация значительной массы населения Чечни, тяготеющей к работе в силовых структурах. Но в случае серьёзных затруднений в планах мирного строительства в республике из неё неизбежен отток значительной части населения, настроенной на конкурентную борьбу, и добивавшейся в этой сфере значительных успехов, благодаря укоренившейся традиции активно поддерживать друг друга по этническому признаку за пределами исторической родины.

После того, как основная масса боевиков была вытеснена из Чечни, они нашли благоприятную почву для активных действий в соседних республиках. Ингушетия - самый маленький субъект РФ, дотационный регион с наибольшей плотностью населения, у которого отсутствует чёткая граница с Чечнёй (в советское время это была единая республика Чечено-Ингушетия), имеющий неурегулированные территориальные проблемы с Северной Осетией - стала очень привлекательным местом для боевиков. Полученное от советских времён наследство, в виде произвольно рисуемых границ между республиками и практики выселения целых народов, оставляет в душе народа незаживающую рану и позволяет манипулировать общественным сознанием в деструктивных целях. Состояние тревоги за сохранение национальной идентичности, подпитываемое влиянием нового информационного пространства, умело используется боевиками для расшатывания ситуации и дискредитации линии республиканского правительства на построение ингушской государственности мирным путём. Боевики настаивают на том, что накопившиеся проблемы возможно разрешить только вооружённым путём. Масла в огонь подливают и внутренние клановые противоречия, и противоречия внешнего курса (с кем из соседей объединяться и объединяться ли вообще). Для кавказских республик вообще характерна клановая организация власти. И тем, кто недостаточно близок к клану находящемуся у власти, рассчитывать в экономическом плане особенно не на что. Но кавказцы традиционно ориентированы на определённые стандарты жизни. Возможность достойно обеспечивать семью здесь является делом чести. Непреодолимые клановые барьеры заставляют наиболее непримиримых брать в руки оружие и добиваться смены власти. И если, например, в Чечне и Кабардино-Балкарии элиты довольно надёжно контролируют власть (это в частности было продемонстрировано во время событий в Нальчике в 2005г.), то в Ингушетии и Дагестане властные элиты не так мощны, а противостоящие им кланы довольно сильны.

Ошибки, совершённые ещё прошлым руководством Ингушетии приводят к тому, что деструктивные процессы в республике продолжают развиваться. Растёт уровень дезорганизации на этническом уровне, когда значительная часть населения считает сложившуюся ситуацию несправедливой и не понимает, чего хочет и какие цели перед ними ставит руководство, но при этом готова и активно стремится участвовать в жизни этноса. Руководство республики в этой ситуации оказывается в очень тяжёлых условиях, когда сохранять существующий порядок уже нельзя, а быстрые изменения могут привести к ухудшению ситуации и потере контроля над происходящим. Ситуация крайне накаляется из-за активности в республике боевиков, которые активно используют для пропаганды своих идей религиозный фактор.

Религиозный фактор имеет огромное значение в формировании психологических качеств составляющих понятие человеческий капитал. Тысячелетняя история религиозных систем позволила им накопить неоценимый опыт по отшлифовке определённых психологических качеств, перед которым меркнут даже научные достижения в этой сфере. Главным психологическим продуктом, который производят религии, является Вера.

Для того чтобы человек активно действовал на протяжении жизни и добивался поставленных целей, вера ему просто необходима. Без веры, убеждающей в том, что человек способен сделать что-то или добиться чего-либо, он просто нежизнеспособен. Величайшие успехи в истории человечества в построении государств, на полях сражений, в науке были достигнуты благодаря вере целых народов и отдельных безумцев, продолжавших стремиться к цели несмотря ни на что. Так же как величайшие трагедии были связаны с потерей веры - когда люди теряли уверенность в будущем, а знания не превращались в убеждения, рушились цивилизации. Вера, таким образом, представляет собой стержень человеческой психики, который обрастает всеми остальными психологическими свойствами личности. Люди без веры существовать не могут и любой человек во что-то должен верить.

Религиозные системы призваны культивировать веру не столько в её бытовом плане (верить во что-то в жизни), сколько в глобальном. Религиозная вера призвана оторвать человека от земли и сориентировать его в вечности и бесконечной вселенной. Вера, как "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" объясняет смысл жизни человека в Высших категориях, объявляя земное существование лишь промежуточным этапом, испытания которого надо успешно преодолеть, чтобы наследовать жизнь вечную. Поэтому вера уже в земной жизни формирует в человеке "вечные" и незыблемые психологические качества.

Основные составляющие личности: темперамент, характер, направленность, реализация способностей - это воплощение веры человека и её силы. Именно вера, стоящая за проявлениями яркой личности, вызывает доверие к человеку, позитивно характеризует его устойчивость и надежность. Влияние веры столь сильно, что за неё не задумываясь идут на смерть. Вера овладевает человеком и управляет им вплоть до полного самоотречения. Человек, обладающий верой в Бога психологически чрезвычайно силен. Давно замечено, что верующие люди психологически более устойчивы в периоды серьёзных кризисов, они не зацикливаются на неудачах и удивительным образом эти неудачи становятся ключом к достижениям более высокого уровня. Бесполезная трата времени, с точки зрения неверующего, на молитвы и посещение культовых сооружений парадоксальным образом приводит к увеличению свободного времени, упорядочиванию жизни, удалению из неё бесполезной суеты и как следствие человек успевает гораздо больше сделать и добиться большего. В конечном итоге вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум.

Однако религиозный фактор в политике может использоваться в самых разнообразных целях. К религиозным ценностям апеллируют, как правило, все противоборствующие стороны, и конфессиональная аргументация находит отклик у населения. Но значимых успехов в политической сфере, по-видимому, смогут добиться те, кто смелее пойдёт на привлечение религиозных ценностей в светские институты власти. Данный путь вытекает из религиозного ренессанса, который сейчас переживают многие страны мира. Причём подъём религиозных настроений наблюдается не только в исламских странах, к чему мы уже привыкли, но и во многих странах, где большинство составляют христиане.

Северный Кавказ в этом смысле повторяет общемировую тенденцию. Так в Северной Осетии наблюдается повышение интереса к христианству, а в других республиках рост исламских настроений, всё больше людей объясняют смысл собственной жизни через религиозные ценности. В Чечне новой доминантой возрождающейся столицы стала грозненская мечеть, такой же доминантой для национальной культуры становится ислам. Среди населения наблюдается повышенный интерес к религии, и он носит не только, как это чаще всего бывает, поверхностный характер, но сопровождается и более глубоким постижением духовных основ ислама, проникновением его во все сферы жизни. И этот фактор в республике, где национальная традиция не ослабевала все эти годы, может оказаться определяющим в стремлении поднять республику из руин и двигаться дальше в созидательном направлении.

С помощью поддержания веры в этносе формируются категории истины. Укрепление этой категории может свидетельствовать о том, что этническая система выходит на высокий уровень организации, когда уже не требуется постоянного управленческого вмешательства, а этнос начинает функционировать в режиме, когда людям не требуется ни указывать, как и что они должны делать, ни создавать обстановку, которая побудила бы их к деятельности. Единственное, что надо делать - это поддерживать в них веру в правильности их пути.

Но более значимой и достоверной причиной религиозного ренессанса следует считать противостояние идеям глобальной унификации. В условиях, когда новая информационная реальность зримо вторгается в жизнь любого народа и стирает культурные границы, этнические системы в поисках идеологии способной противостоять этой универсализации обращаются к идеям проверенным тысячелетней историей. Религиозные учения, в конечном счёте, оказываются единственной идеологией способной противостоять цивилизации потребления. В результате вера становится ассиметричным ответом на вызов глобализации.

Таким образом, в современном мире наряду с глобальными изменениями значительно возрастает роль этнических и религиозных факторов. Эти факторы в той или иной степени оказывают влияния на все базовые способности человеческого капитала: жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям, способность к обучению. Поэтому любая оценка человеческого капитала должна производиться с учётом этнической и религиозной психологических составляющих.

Список литературы:
1. Бутузов В.Ю. Политическая психология этнических отношений. СПб., 2002.
2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1993
3. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. Л., 1991
4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998.
5. Объективной реальности // Вестник СПбГУ. 2000. Сер.6. Вып.1.
6. Психологические составляющие человеческого капитала (опыт измерения качеств человеческого капитала на примере двух регионов РФ). Под ред. А.И. Юрьева, СПб., 2009.
7. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1997.
8. Юрьев А.И. Современная проблема психологии: неисследованные эквиваленты

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Имидж-студия «28»Имидж-студия 28
Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill


Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 27
l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 27
l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 27
l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных