Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Выступление А.Д. Жукова на Международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия»

jukov.jpg
Автор: А.Д. Жуков
Дата первой публикации: 22.01.2010
Первоисточник: Стенограмма выступления на конференции

 ... стоящие перед страной вызовы отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Остановлюсь лишь на наиболее важных из них. Прежде всего, это возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Стенограмма выступления на пленарной дискуссии  «Социальные вызовы десятилетия».

 Сегодня мы проводим пленарную дискуссию «Социальные вызовы десятилетия». Проблемы, о которых мы будем говорить, для нашей страны крайне актуальны, и в этой связи хотел бы выразить признательность организаторам конференции за проявленную инициативу и предоставленную для дискуссии площадку.Основные социальные вызовы в России на перспективный период обозначены в Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Сегодня, как мне представляется, очень своевременно обсуждать эти проблемы, поскольку острая фаза кризиса, по общим оценкам, завершается и можно обстоятельно и взвешенно оценить актуальные вызовы социального развития страны, в том числе с учетом последствий кризиса.Отмечу, что стоящие перед страной вызовы отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Остановлюсь лишь на наиболее важных из них. Прежде всего, это возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров. Мы не сможем поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы.

Для нас ответ на этот вызов предполагает улучшение демографической ситуации в стране, модернизацию здравоохранения и образования, развитие пенсионной сферы и социальной помощи, развитие культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья.

Теперь несколько подробнее по каждому из озвученных направлений. Приоритетными направлениями деятельности Правительства в области государственной демографической политики в предстоящей период будут:

- снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности в трудоспособном возрасте от внешних причин, снижение материнской и младенческой смертности;
- сохранение и укрепление здоровья населения (в первую очередь за счет увеличения роли профилактики), улучшение качества жизни инвалидов;
- повышение уровня рождаемости;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно -нравственных традиций семейных отношений.

Так, за период с 2005 по 2009 год рождаемость увеличилась почти на 21 %, смертность сократилась более чем на 15 %, в том числе младенческая на 26,4 %. За этими цифрами сотни тысяч жизней граждан нашей страны.

Нам впервые за долгие годы удалось стабилизировать численность населения. Сегодня она соответствует уровню начала предыдущего года - около 142 млн. человек. За период с 2006-2009 гг. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин и женщин увеличилась почти на 4 года и составила 69 лет (63 у мужчин и 75 у женщин). Это наглядно иллюстрирует эффективность предпринимаемых государством мер в сфере социальной политики.

Вместе с тем, демографические показатели России по сравнению с развитыми странами остаются низкими. Безусловно, нам еще многое предстоит сделать. Напомню, что в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации до 2025 года запланировано достижение стабилизации численности населения к 2015 году на уровне 142 - 143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Серьезной проблемой является продолжающееся старение населения, вызывающее увеличение нагрузки на пенсионную систему и систему здравоохранения. Если в 2005 году на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 580 нетрудоспособных, то к 2020 году прогнозируется 837.

В 2020 году численность женщин репродуктивного возраста по сравнению с 2009 годом сократится на 4,1 млн. человек или на 10,7 %. Причем все это сокращение придется на самый активный репродуктивный возраст - женщин в возрасте 20-29 лет будет меньше на 4,6 млн. человек или на 38 %.Наиболее значительное сокращение этого показателя будет происходить в период с 2012 г. по 2021 г.

Для сохранения родившихся на уровне 2009 года (1,76 млн. человек) в 2015 году значение суммарного коэффициента рождаемости должно составлять 1,66, в 2020 г. - 1,95, в 2025 г. - 2,21.

Если же говорить о прекращении естественной убыли населения, то решение этой задачи потребует еще более высоких показателей рождаемости. Обеспечить их только за счет стимулирования рождаемости, скорее всего, не удастся. Здесь потребуется принять более активные меры по снижению смертности населения и в этой связи хотел бы отдельно обратить особое внимание на проблему распространенности среди граждан вредных привычек.

Данную проблему по праву можно считать социальным вызовом. В стране курят около 50 % россиян. Темп роста курящих в России является одним из самых высоких в мире и составляет 1,5-2% ежегодно, включая женщин и подростков. Распространенность табакокурения среди подростков 13-15 лет составляет 33,4%.

Возрастает количество молодежи и женщин детородного возраста, употребляющих пиво и слабоалкогольные напитки. По информации Минздравсоцразвития России, практически ежедневно или через день употребляют алкогольные напитки (включая пиво) около 33% юношей и 20% девушек.

Начиная с прошлого года в рамках нацпроекта «Здоровье» мы приступили к реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан. Вместе с тем, успешное решение данной проблемы требует консолидации усилий всего общества. Следующим необходимым условием для развития человеческого капитала является модернизация системы здравоохранения.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения в предстоящий период мы считаем формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи, а также повышение эффективности медицинских услуг. Этого мы будем добиваться путем расширения применения передовых разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний. А также повышения эффективности системы подготовки и переподготовки медицинских кадров. Эффективное развитие человеческого капитала диктует новые требования к системе образования.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

Ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Формирование успешной, социально ориентированной личности возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.

Непосредственное влияние на развитие человеческого капитала оказывают условия жизни людей. Это предопределило отнесение к национальным приоритетам мероприятий государственной жилищной политики.

Скоординированные действия государства и институтов развития в прошедшем году позволили минимизировать негативное воздействие кризиса на отрасль, а также создали условия для поступательного развития рынка жилья в среднесрочной перспективе.

Одним из серьезных вызовов является снижение предложения трудовых ресурсов из-за уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2007-2020 годы более чем на 10 процентов), дефицита квалифицированной рабочей силы, дисбаланса спроса и предложения рабочей силы в профессиональном и территориальном разрезах. Это является одним из серьезных ограничений экономического роста. Стратегической целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами и повышения эффективности их использования.

Наряду с модернизацией системы профессионального образования и переподготовки кадров важнейшим условием реализации этих целей станет повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности, появление условий для профессиональной и территориальной мобильности населения. В этих условиях основным фактором ослабления дефицита рабочей силы остается процесс перераспределения работников из неэффективных предприятий в эффективные и повышение уровня производительности труда.

В настоящее время по производству добавленной стоимости на одного занятого Россия остается от США в 5,9 раза, от стран G7 - в 5,2 раза, от Японии - в 4,3 раза. По производству за один отработанный час разрыв еще выше: от США - 6,1 раза, от стран G7 - 5,4 раза.

Переход к инновационной экономике (реструктуризация и деверсификация отраслей экономики) приведет к изменениям сложившейся структуры занятости населения, будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, перераспределением работников по секторам экономики, расширением сферы услуг и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, повысить их оборачиваемость.

Говоря о проблемах занятости, хотел бы отметить, что кризис обострил социальные проблемы монопрофильных населенных пунктов, которых насчитывается в России более 300 с населением более 20 млн. человек. Могу сказать, что до 1 февраля в Правительство будут представлены комплексные планы модернизации первых 25 моногородов. Наконец, серьезным социальным вызовом является значительная дифференциация населения по уровню доходов и высокий уровень его бедности. Соотношение денежных доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных граждан составляет 15,8 раз, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 21,1 млн. человек или 15 % от общей численности населения.

Решать эту проблему, напрямую связанную с увеличением потребительского спроса населения, Правительство будет путем последовательного повышения минимальногоразмера оплаты труда, повышения уровня материального благосостояния, в первую очередь, граждан с фиксированными доходами (работники бюджетных организаций,пенсионеры), усилением социальной поддержки малообеспеченных категорий населения.

С 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей в месяц, что соответствует величине прожиточного минимума 2007 года. В условиях, когда последствия кризиса окончательно не преодолены, а финансовые возможности бюджетной системы и бизнеса достаточно ограничены, вопрос о размерах повышения минимального размера оплаты труда в ближайшей перспективе будет предметом тщательного анализа возможных социально -экономических последствий и консультаций с профсоюзами и работодателями.

Беспрецедентные меры принимаются Правительством по повышению материального благосостояния старшего поколения. В рамках пенсионной системы предусматривается повысить уровень пенсионного обеспечения граждан с тем, чтобы к 2010 году средний размер трудовой пенсии по старости достиг 1,47 прожиточного минимума пенсионера одновременно с повышением среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума. Дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов будет осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:- обеспечение начиная с 2010 года минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016 - 2020 годам до величины, обеспечивающей не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;- создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости не менее чем до 40 процентов.

Реализация мер пенсионной политики должна проводиться в комплексе с другими мерами, направленными на решение проблем пожилого населения, в частности, развитие медицинских услуг.

Несколько слов о международных обязательствах России, имеющих социальную направленность. В настоящее время в рамках подготовки к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов Правительством завершается подготовка программ, направленных на комплексное решение наиболее острых проблем этой категории граждан (а их у нас более 13 млн. человек).

Среди них, прежде всего, хочу отметить проблему обеспечения доступности для инвалидов физического окружения, транспорта и информации. Совместно с общероссийскими общественными организациями инвалидов разработана концепция программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, которая в соответствии с посланием Президента Федеральному Собранию будет утверждена в этом году.

Особо отмечу, что формирование доступной среды жизнедеятельности - это комплексная, масштабная общегосударственная задача, для решения которой потребуется не только привлечение значительных материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, но и во многом изменения привычного отношения граждан страны к этой проблеме. Реализация приоритетных национальных проектов, направленных на повышение качества жизни российских граждан, в том числе в области образования, здравоохранения, приобретении жилья, позволит нам приблизиться к стандартам, провозглашенным в Европейской социальной хартии.

Социальные вызовы десятилетия (а я остановился только на основных из них) в совокупности предопределяют необходимость дальнейшего совершенствования мероприятий социально -экономической политики государства. Выражаю уверенность, что сегодняшняя дискуссия будет интересной, плодотворной и весьма полезной как для представителей государственной власти, так и для научного сообщества.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Имидж-студия «28»Имидж-студия 28
Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill


Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 27
l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 27
l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 27
l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных