Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Проблема творчества жизни человека (социокультурные аспекты)


Автор: Костюченко Л.Г.
Дата первой публикации:
Первоисточник:

В современных условиях, когда российское общество переживает нелегкий период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы творческой активности человека, его сознательного участия в общественных делах и организации собственной жизни.

Как известно, человек по определению есть существо сознательное, творческое и активное. Активность - деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям своей жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся, прежде всего, в форме общественно-полезной, созидательной и творческой деятельности.

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это - способ существования и развития человека как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных личностных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций).

Предпосылкой социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в делах общества, т.е. меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем формирует ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения и экзистенциальным вакуумом, образовавшимся в последнее десятилетие в нашей стране в связи с переосмыслением общественных идеалов и ценностей.

В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает ее активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон. «Активность, - пишет К.А.Абульханова-Славская, - как качество субъекта жизни связана именно с жизненной позицией»[125]. Она возникает в результате противоречий двух детерминирующих тенденций - субъективной и объективной[126].

По нашему мнению, активная жизненная позиция - устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью.

Следует признать, что с точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития.

Однако критерий правильности (истинности, нормативности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности.

Активная жизненная позиция личности является в современных условиях неотъемлемой чертой и предпосылкой творчества жизни. Она выражает ее стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.

Разработка проблемы творчества жизни имеет давние традиции в отечественной и зарубежной науке. Она получила свое распространение как в философии и социальной психологии, о чем свидетельствует ряд научных работ[127], так и социологической литературе, в особенности в тех новейших течениях, которые впитали в себя влияние феноменологической и интеракционистской традиций и выступают под различными названиями и ракурсами - «социологии лицедейства», «социологии игры», «социологии жизни»[128]. Она нашла свое отражение также и в ряде работ, посвященным стратегиям жизни и моделям их реализации[129].

В отечественной философии и социальной науке известны многие попытки обращения к идее сознательного или божественного творчества человеческой жизни. И вряд ли наши рассуждения на эту тему могут соперничать по своей философской глубине и оригинальности с учениями таких русских мыслителей как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, В.И. Иванов, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Трубецкой и другие. Столь же непростительно сопоставлять их с концепциями таких западных мыслителей, как М. Хайдеггер М., П. Тейяр де Шарден, А. Шопенгауэр, К. Ясперс и некоторых других, посвятивших проблеме смысла и творчества жизни свои фундаментальные труды.

Однако особый интерес для нас представляют те работы, в которых дается научная систематизация человеческой жизни с точки зрения ее творческого развития и самообновления. Сегодня уже невозможно игнорировать или умалчивать примеры космического, надприродного происхождения некоторых жизненных феноменов, ставших известных человечеству благодаря подвижнической деятельности ученых и практиков.

В первую очередь необходимо констатировать, что не только в философии, но и в социальной науке человеческая жизнь рассматривается как предмет творчества (как самосознающей и самосозидающей деятельности) самой личности и других участников ее жизненного процесса.

Данное утверждение не нуждается, на наш взгляд, в развернутом доказательстве в силу своей очевидности. Оно лишь задает ракурс рассмотрения жизни как процесса непрерывного творчества,взятого в единстве его сознательных и бессознательных, индивидуальных и социальных (коллективных) начал.

Такой подход позволяет сразу же отвлечься от других проблем исследования феномена человеческой жизни и сконцентрировать главное внимание на изучении двух аспектов процесса жизнетворчества - его социокультурного содержания.

Следует различать индивидуальную и коллективную стороны процесса жизнетворчества. Как, известно, на индивидуальном уровне наша жизнь - это то, что мы о ней представляем, а также то, что мы сами с ней делаем. Другими словами, человеческая жизнь в ее индивидуальном измерении есть не что иное, как совокупность представлений и событий человека как субъекта жизненного процесса. При этом мы отвлекаемся от биологических и психофизических основ жизни, рассматривая ее, прежде всего, как социокультурную реальность, как сознательное бытие человека в качестве личности.
Следовательно, индивидуальное творчество жизни при таком понимании характеризует процесс создания и воссоздания человеком новых представлений и поведенческих моделей своей жизни в реальном жизненном процессе. В этом заключается его собственно феноменологический и экзистенциальный смысл.

Мы творим собственную жизнь лишь в той мере, в какой мы изменяем и обновляем наши представления о ней. На социальном уровне человеческая жизнь представляется как совместное бытие человека с другими людьми. Эта жизнь разделяется человеком с другими людьми как их общая, совместная и взаиморефлексирующая деятельность. Отсюда следует, что жизнь человека в ее социальном измерении включает в себя не только его представления о жизни тех людей, с которыми он взаимодействует в процессе собственной жизни, но и его отношение к представлениям других людей о том, как он живет и как они живут.

Следовательно, социальный аспект творчества человеческой жизни характеризует область пересечения взаимных представлений людей о жизни друг друга и своей собственной жизни. В наше представление о нашей жизни входят как бы в снятом виде представления других о нашей жизни, соответствующим образом переработанные и осмысленные нами. В этом состоит социально-феноменологический смысл жизнетворчества.

Социальное творчество жизни человека есть, следовательно, его совместное творчество с другими людьми, в процессе которого он создает новые формы и модели собственной жизни или видоизменяет (совершенствует) прежние формы и модели. В процессе такого сотворчества человек обогащает свои представления, вносит коррективы в картину собственной жизни. При этом он принимает участие в творческой жизни других людей, с которыми его связывает общая судьба.
Итак, формирование, создание новых представлений о жизни определяет содержание процесса жизнетворчества как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Жизнетворчество, являясь практической формой реализации стратегий жизни и осуществлением принципа сознательного отношения человека к жизни как творчеству, находит свое выражение в системе взаимосвязанных и перманентно обновляющихся представлений человека.

В основе социокультурного анализа жизнетворчества лежат социально-философские и общетеоретические принципы, в частности, представление об изначальной многомерности («плюральности», «дуальности», «многоступенчасти» и пр.) и принципиальной конструируемости жизненного мира человека, положение о единстве и взаимосвязи его социальных и культурных, индивидуальных и коллективных, сознательных и бессознательных сторон, и, наконец, требование единства «естественных» (спонтанных, стихийных) и «искусственных» (рациональных, сознательно направляемых) средств воздействия в процессе управления жизненными изменениями.Качественная же специфика социокультурного анализа жизнетворчества заключается в комплексном характере познания разнообразных явлений и процессов жизни людей.

Она выражается следующим образом:
1) путем выявления атрибутов (атрибутивных свойств) жизнетворчества как общих условий или предпосылок конструирования жизненной реальности;
2) посредством анализа формирования и реализации различных программ, стратегий жизнетворчества, а также институциональных моделей их реализации, соответствующих «сознательному» конструированию жизненного мира, который основан на рациональных подходах и осуществляется при помощи инструментальных и технологических средств;
3) путем рассмотрения образного, сознательно-бессознательного, интуитивно-чувственного восприятия и конструирования тех сторон или граней жизненной реальности, которые «схватываются» непосредственно, «в обход» культурных программ, стратегий и моделей, что соответствует «действительному» конструированию этой реальности. 

Именно последний тип конструирования выходит за пределы собственно «технологического» отношения к изменению жизни и знаменует собой наступление «посттехнологического» периода жизнетворчества, имеющего общие черты с искусством и художественным восприятием действительности.

Жизнетворчество выступает одной из форм сознательного конструирования социокультурной реальности. Сознательное же конструирование осуществляется в форме построения жизненных стратегий и моделей их реализации. Наиболее распространенной стратегией жизнетворчества является самореализация.

Если свобода есть предпосылка и условие творческой самореализации, то благодаря последней достигается расширение границ и пределов свободы. Именно в самореализации как целостном выражении человека как личности заключается основной смысл его творческой свободы. Свобода означает здесь высокую степень автономии воли человека, самодетерминации его творческой деятельности.

Жизнетворчество человека находит свое выражение в построении и реализации жизненных стратегий. Понятие «стратегия» означает способ рационального и осознанного отношения к жизни как полю конструктивных возможностей человека как личности. Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни (жизненного мира) путем поэтапного формирования ее будущего[130]. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности[131].

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентаций[132]. Мы же считаем, что в стратегию входят не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.
В стратегии самореализации теряют во многом свое прямое назначение жизненные цели и задачи, присущие, например, стратегии благополучия или успеха. Скорее всего, они имеют смысл лишь для относительно небольшого по времени промежутка жизни. Данная стратегия не ориентирует также на определенное место (пространство) конструирования жизни. Поэтому сколько-нибудь длительные и широкомасштабные цели в ней, как правило, отсутствуют, хотя при этом могут сохраняться общие жизненные ориентиры. Следовательно, поскольку в жизненном поведении сторонников стратегии самореализации практически отсутствуют «внешние», т.е. предопределяющие поведение личности цели извне, то такое поведение не может направляться и оцениваться (корректироваться) со стороны без согласия самой личности.

Стратегия творческой самореализации личности имеет несколько разновидностей. По характеру ориентации творческой деятельности человека можно выделить стратегию миротворчества и стратегию экзистенциального творчества жизни[133]. Особенностью миротворческой стратегии является то, что мир выступает для человека предметным содержанием его жизненного творчества. Этот мир признается им чем-то, находящимся как в нем самом, так и вне его.

Другими словами, мироздание существует не только для него, но и для других людей - участников общего жизненного процесса.

 Поэтому смыслом жизни такого человека становится созидание мира как его собственного жизненного мира, т.е. мира структурированных значений, символических представлений, объективаций, создаваемых совместно с другими людьми и, возможно, ради этих людей. В социальном плане стратегия миротворчества чаще всего проявляется в форме беззаветного служения идее, проповедничества и миссионерства, различных общественных акций, связанных зачастую с личным самопожертвованием и добровольными лишениями.

Таким образом, социальное творчество жизни есть арена совместного конструирования людьми общего для них жизненного процесса, активными участниками которого они выступают. Оно предполагает наличие у человека таких качеств, как:
а) умение демонстрировать полную и непоколебимую уверенность в собственном жизненном выборе, отсутствие даже малейшей доли сомнения при решении жизненных проблем;
б) уважение к жизненным принципам и стратегиям партнеров по общению даже в тех ситуациях, когда возникают принципиальные расхождения;
в) заинтересованность в совместном поиске наиболее приемлемого решения общезначимых проблем жизненного процесса;
г) готовность оказать содействие, помощь партнерам в сложных ситуациях взаимодействия или в решении их жизненных проблем;
д) стремление к взаимопониманию с другими участниками взаимодействия, выработке взаимоприемлемых норм и правил;
е) поощрение всего нового и оригинального, возникающего в ситуации взаимодействия или в процессе принятия совместных решений;
ж) склонность к компромиссам при решении несущественных вопросов и непреклонность в ситуациях, затрагивающих жизненные интересы.

 Таковы лишь некоторые аспекты социокультурного анализа проблемы творчества жизни человека. В современной социологии и социальной психологии исследователи только начинают подступать к решению этой проблемы. Поэтому наша статья не претендует на полноту рассматриваемых сторон изучаемого явления[134].

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ) / Отв. ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович. Киев, 1985.
  3. Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. М., 2003.
  4. Кравченко Е.И. Творя и познавая себя... (Социальная драматургия Эрвина Гофмана) // Социол. исслед. 1993. № 11. С. 58-66;
  5. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997.
  6. Резник Ю.М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований // Социол. исслед. 2000. № 9.
  7. Резник Ю.М. Жизнетворчество: соотношение индивидуальных и социальных начал // Россия. Духовная ситуация времени. М., 1998.
  8. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.


Комментарии  

 
0 #39 Tamera 22.12.2022 07:40
%%

my website - Seo services london: http://mmt21.zzum.net/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=49602
Цитировать
 
 
0 #38 Taren 22.12.2022 03:33
%%

my webpage - mesothelioma lawsuit algona: https://vimeo.com/775503163
Цитировать
 
 
0 #37 Juliann 22.12.2022 03:24
%%

My blog Fowler mesothelioma attorney: https://vimeo.com/775674935
Цитировать
 
 
0 #36 Garrett 22.12.2022 02:06
%%

my webpage; Lauderdale Lakes mesothelioma attorney: https://vimeo.com/775825673
Цитировать
 
 
0 #35 Susanne 21.12.2022 08:31
%%

my homepage ... car key remote control repair (Liza: https://www.forum.xmu.hu/index.php?action=profile;u=89374)
Цитировать
 
 
0 #34 Dessie 20.12.2022 23:01
%%

My web page: auto lock smiths (Ourclassified.net: https://ourclassified.net/user/profile/4222213)
Цитировать
 
 
0 #33 Dorris 20.12.2022 19:26
%%

Here is my web site auto locksmith car key replacement
(Ruben: https://forumchretiens.com/index.php?action=profile;u=86575)
Цитировать
 
 
0 #32 Ulysses 20.12.2022 15:47
%%

Feel free to surf to my website Mobile Mechanic Near me (www.tabletopmusic.com: https://www.tabletopmusic.com/searching-for-inspiration-look-up-diagnostics-automotive/)
Цитировать
 
 
0 #31 Syreeta 20.12.2022 13:42
%%

Look into my webpage ... Mobile Car Diagnostics Near Me Uk [Http://Ttlink.Com: http://ttlink.com/lizar46368/all]
Цитировать
 
 
0 #30 Rebekah 20.12.2022 12:53
%%

Feel free to visit my webpage vehicle diagnostics (Keesha: http://chasingalicerocks.org/index.php?action=profile;u=36157)
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill
Имидж-студия «28»Имидж-студия 28


Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 27
l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 27
l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 27
l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных