Анонс событий

Международная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"

10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии

«Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»

31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения

«Национальный проект - Россия»

1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия


Проблема творчества жизни человека (социокультурные аспекты)


Автор: Костюченко Л.Г.
Дата первой публикации:
Первоисточник:

В современных условиях, когда российское общество переживает нелегкий период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы творческой активности человека, его сознательного участия в общественных делах и организации собственной жизни.

Как известно, человек по определению есть существо сознательное, творческое и активное. Активность - деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям своей жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся, прежде всего, в форме общественно-полезной, созидательной и творческой деятельности.

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это - способ существования и развития человека как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных личностных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций).

Предпосылкой социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в делах общества, т.е. меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем формирует ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения и экзистенциальным вакуумом, образовавшимся в последнее десятилетие в нашей стране в связи с переосмыслением общественных идеалов и ценностей.

В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает ее активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон. «Активность, - пишет К.А.Абульханова-Славская, - как качество субъекта жизни связана именно с жизненной позицией»[125]. Она возникает в результате противоречий двух детерминирующих тенденций - субъективной и объективной[126].

По нашему мнению, активная жизненная позиция - устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью.

Следует признать, что с точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития.

Однако критерий правильности (истинности, нормативности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности.

Активная жизненная позиция личности является в современных условиях неотъемлемой чертой и предпосылкой творчества жизни. Она выражает ее стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.

Разработка проблемы творчества жизни имеет давние традиции в отечественной и зарубежной науке. Она получила свое распространение как в философии и социальной психологии, о чем свидетельствует ряд научных работ[127], так и социологической литературе, в особенности в тех новейших течениях, которые впитали в себя влияние феноменологической и интеракционистской традиций и выступают под различными названиями и ракурсами - «социологии лицедейства», «социологии игры», «социологии жизни»[128]. Она нашла свое отражение также и в ряде работ, посвященным стратегиям жизни и моделям их реализации[129].

В отечественной философии и социальной науке известны многие попытки обращения к идее сознательного или божественного творчества человеческой жизни. И вряд ли наши рассуждения на эту тему могут соперничать по своей философской глубине и оригинальности с учениями таких русских мыслителей как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, В.И. Иванов, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Трубецкой и другие. Столь же непростительно сопоставлять их с концепциями таких западных мыслителей, как М. Хайдеггер М., П. Тейяр де Шарден, А. Шопенгауэр, К. Ясперс и некоторых других, посвятивших проблеме смысла и творчества жизни свои фундаментальные труды.

Однако особый интерес для нас представляют те работы, в которых дается научная систематизация человеческой жизни с точки зрения ее творческого развития и самообновления. Сегодня уже невозможно игнорировать или умалчивать примеры космического, надприродного происхождения некоторых жизненных феноменов, ставших известных человечеству благодаря подвижнической деятельности ученых и практиков.

В первую очередь необходимо констатировать, что не только в философии, но и в социальной науке человеческая жизнь рассматривается как предмет творчества (как самосознающей и самосозидающей деятельности) самой личности и других участников ее жизненного процесса.

Данное утверждение не нуждается, на наш взгляд, в развернутом доказательстве в силу своей очевидности. Оно лишь задает ракурс рассмотрения жизни как процесса непрерывного творчества,взятого в единстве его сознательных и бессознательных, индивидуальных и социальных (коллективных) начал.

Такой подход позволяет сразу же отвлечься от других проблем исследования феномена человеческой жизни и сконцентрировать главное внимание на изучении двух аспектов процесса жизнетворчества - его социокультурного содержания.

Следует различать индивидуальную и коллективную стороны процесса жизнетворчества. Как, известно, на индивидуальном уровне наша жизнь - это то, что мы о ней представляем, а также то, что мы сами с ней делаем. Другими словами, человеческая жизнь в ее индивидуальном измерении есть не что иное, как совокупность представлений и событий человека как субъекта жизненного процесса. При этом мы отвлекаемся от биологических и психофизических основ жизни, рассматривая ее, прежде всего, как социокультурную реальность, как сознательное бытие человека в качестве личности.
Следовательно, индивидуальное творчество жизни при таком понимании характеризует процесс создания и воссоздания человеком новых представлений и поведенческих моделей своей жизни в реальном жизненном процессе. В этом заключается его собственно феноменологический и экзистенциальный смысл.

Мы творим собственную жизнь лишь в той мере, в какой мы изменяем и обновляем наши представления о ней. На социальном уровне человеческая жизнь представляется как совместное бытие человека с другими людьми. Эта жизнь разделяется человеком с другими людьми как их общая, совместная и взаиморефлексирующая деятельность. Отсюда следует, что жизнь человека в ее социальном измерении включает в себя не только его представления о жизни тех людей, с которыми он взаимодействует в процессе собственной жизни, но и его отношение к представлениям других людей о том, как он живет и как они живут.

Следовательно, социальный аспект творчества человеческой жизни характеризует область пересечения взаимных представлений людей о жизни друг друга и своей собственной жизни. В наше представление о нашей жизни входят как бы в снятом виде представления других о нашей жизни, соответствующим образом переработанные и осмысленные нами. В этом состоит социально-феноменологический смысл жизнетворчества.

Социальное творчество жизни человека есть, следовательно, его совместное творчество с другими людьми, в процессе которого он создает новые формы и модели собственной жизни или видоизменяет (совершенствует) прежние формы и модели. В процессе такого сотворчества человек обогащает свои представления, вносит коррективы в картину собственной жизни. При этом он принимает участие в творческой жизни других людей, с которыми его связывает общая судьба.
Итак, формирование, создание новых представлений о жизни определяет содержание процесса жизнетворчества как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Жизнетворчество, являясь практической формой реализации стратегий жизни и осуществлением принципа сознательного отношения человека к жизни как творчеству, находит свое выражение в системе взаимосвязанных и перманентно обновляющихся представлений человека.

В основе социокультурного анализа жизнетворчества лежат социально-философские и общетеоретические принципы, в частности, представление об изначальной многомерности («плюральности», «дуальности», «многоступенчасти» и пр.) и принципиальной конструируемости жизненного мира человека, положение о единстве и взаимосвязи его социальных и культурных, индивидуальных и коллективных, сознательных и бессознательных сторон, и, наконец, требование единства «естественных» (спонтанных, стихийных) и «искусственных» (рациональных, сознательно направляемых) средств воздействия в процессе управления жизненными изменениями.Качественная же специфика социокультурного анализа жизнетворчества заключается в комплексном характере познания разнообразных явлений и процессов жизни людей.

Она выражается следующим образом:
1) путем выявления атрибутов (атрибутивных свойств) жизнетворчества как общих условий или предпосылок конструирования жизненной реальности;
2) посредством анализа формирования и реализации различных программ, стратегий жизнетворчества, а также институциональных моделей их реализации, соответствующих «сознательному» конструированию жизненного мира, который основан на рациональных подходах и осуществляется при помощи инструментальных и технологических средств;
3) путем рассмотрения образного, сознательно-бессознательного, интуитивно-чувственного восприятия и конструирования тех сторон или граней жизненной реальности, которые «схватываются» непосредственно, «в обход» культурных программ, стратегий и моделей, что соответствует «действительному» конструированию этой реальности. 

Именно последний тип конструирования выходит за пределы собственно «технологического» отношения к изменению жизни и знаменует собой наступление «посттехнологического» периода жизнетворчества, имеющего общие черты с искусством и художественным восприятием действительности.

Жизнетворчество выступает одной из форм сознательного конструирования социокультурной реальности. Сознательное же конструирование осуществляется в форме построения жизненных стратегий и моделей их реализации. Наиболее распространенной стратегией жизнетворчества является самореализация.

Если свобода есть предпосылка и условие творческой самореализации, то благодаря последней достигается расширение границ и пределов свободы. Именно в самореализации как целостном выражении человека как личности заключается основной смысл его творческой свободы. Свобода означает здесь высокую степень автономии воли человека, самодетерминации его творческой деятельности.

Жизнетворчество человека находит свое выражение в построении и реализации жизненных стратегий. Понятие «стратегия» означает способ рационального и осознанного отношения к жизни как полю конструктивных возможностей человека как личности. Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни (жизненного мира) путем поэтапного формирования ее будущего[130]. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности[131].

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентаций[132]. Мы же считаем, что в стратегию входят не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.
В стратегии самореализации теряют во многом свое прямое назначение жизненные цели и задачи, присущие, например, стратегии благополучия или успеха. Скорее всего, они имеют смысл лишь для относительно небольшого по времени промежутка жизни. Данная стратегия не ориентирует также на определенное место (пространство) конструирования жизни. Поэтому сколько-нибудь длительные и широкомасштабные цели в ней, как правило, отсутствуют, хотя при этом могут сохраняться общие жизненные ориентиры. Следовательно, поскольку в жизненном поведении сторонников стратегии самореализации практически отсутствуют «внешние», т.е. предопределяющие поведение личности цели извне, то такое поведение не может направляться и оцениваться (корректироваться) со стороны без согласия самой личности.

Стратегия творческой самореализации личности имеет несколько разновидностей. По характеру ориентации творческой деятельности человека можно выделить стратегию миротворчества и стратегию экзистенциального творчества жизни[133]. Особенностью миротворческой стратегии является то, что мир выступает для человека предметным содержанием его жизненного творчества. Этот мир признается им чем-то, находящимся как в нем самом, так и вне его.

Другими словами, мироздание существует не только для него, но и для других людей - участников общего жизненного процесса.

 Поэтому смыслом жизни такого человека становится созидание мира как его собственного жизненного мира, т.е. мира структурированных значений, символических представлений, объективаций, создаваемых совместно с другими людьми и, возможно, ради этих людей. В социальном плане стратегия миротворчества чаще всего проявляется в форме беззаветного служения идее, проповедничества и миссионерства, различных общественных акций, связанных зачастую с личным самопожертвованием и добровольными лишениями.

Таким образом, социальное творчество жизни есть арена совместного конструирования людьми общего для них жизненного процесса, активными участниками которого они выступают. Оно предполагает наличие у человека таких качеств, как:
а) умение демонстрировать полную и непоколебимую уверенность в собственном жизненном выборе, отсутствие даже малейшей доли сомнения при решении жизненных проблем;
б) уважение к жизненным принципам и стратегиям партнеров по общению даже в тех ситуациях, когда возникают принципиальные расхождения;
в) заинтересованность в совместном поиске наиболее приемлемого решения общезначимых проблем жизненного процесса;
г) готовность оказать содействие, помощь партнерам в сложных ситуациях взаимодействия или в решении их жизненных проблем;
д) стремление к взаимопониманию с другими участниками взаимодействия, выработке взаимоприемлемых норм и правил;
е) поощрение всего нового и оригинального, возникающего в ситуации взаимодействия или в процессе принятия совместных решений;
ж) склонность к компромиссам при решении несущественных вопросов и непреклонность в ситуациях, затрагивающих жизненные интересы.

 Таковы лишь некоторые аспекты социокультурного анализа проблемы творчества жизни человека. В современной социологии и социальной психологии исследователи только начинают подступать к решению этой проблемы. Поэтому наша статья не претендует на полноту рассматриваемых сторон изучаемого явления[134].

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ) / Отв. ред. Л.В. Сохань, В.А. Тихонович. Киев, 1985.
  3. Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности: социокультурный подход. М., 2003.
  4. Кравченко Е.И. Творя и познавая себя... (Социальная драматургия Эрвина Гофмана) // Социол. исслед. 1993. № 11. С. 58-66;
  5. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М., 1997.
  6. Резник Ю.М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований // Социол. исслед. 2000. № 9.
  7. Резник Ю.М. Жизнетворчество: соотношение индивидуальных и социальных начал // Россия. Духовная ситуация времени. М., 1998.
  8. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Академия быстрых навыков JetskillАкадемия Быстрых Навыков
Jetskill
Имидж-студия «28»Имидж-студия 28


Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz.php on line 27
l Официальные лица о человеческом капитале

Орлова Светлана Юрьевна

Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz2.php on line 27
l Мнения экспертов

Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра города

Обобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое



Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 25

Notice: Use of undefined constant php - assumed 'php' in /home/cspdomru/1.cspdomru.z8.ru/docs/modules/mod_latestnews/view/news_niz3.php on line 27
l Психологическая модель человеческого капитала

Базовая психологическая модель человеческого капитала

Во все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных