В настоящее время в большинстве стран наука и образование считаются важнейшими приоритетами национальной стратегии выживания и развития. Поэтому во второй половине ХХ века происходило впечатляющее развитие образования, причем наиболее высокими были темпы развития высшего образования, которое стало одним из решающих факторов прогресса образования в целом и необычайного прогресса знаний. Кроме того, знание и образование в современном обществе приобрели несомненную экономическую ценность.
По оценкам Всемирного банка, в 1994 г. 76 % национального богатства США составляет человеческий капитал, т. е. накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Фактический - воспроизводимый капитал дает 19 % богатства США, на природный фактор приходится остальные 5 %. В Западной Европе - соответственно 74, 24 и 2 %. Благосостояние России держится вполовину (50 %) на человеческом капитале, 10 % дает воспроизводимый капитал и 40 % обеспечивает природа. В США половина роста ВВП обеспечивается научно-техническими новшествами, что является результатом функционирования человеческого капитала. Образование также оказывает положительное воздействие на социальные процессы в обществе: хорошо образованный человек законопослушнее, сам способен формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется в изменяющемся обществе. Именно поэтому управление "производством" и "передачей" знаний становится стержневым элементом экономического прогресса.
В настоящее время в большинстве стран наука и образование считаются важнейшими приоритетами национальной стратегии выживания и развития. Поэтому во второй половине ХХ века происходило впечатляющее развитие образования, причем наиболее высокими были темпы развития высшего образования, которое стало одним из решающих факторов прогресса образования в целом и необычайного прогресса знаний. Кроме того, знание и образование в современном обществе приобрели несомненную экономическую ценность. По оценкам Всемирного банка, в 1994 г. 76 % национального богатства США составляет человеческий капитал, т. е. накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Фактический - воспроизводимый капитал дает 19 % богатства США, на природный фактор приходится остальные 5 %. В Западной Европе - соответственно 74, 24 и 2 %. Благосостояние России держится вполовину (50 %) на человеческом капитале, 10 % дает воспроизводимый капитал и 40 % обеспечивает природа. В США половина роста ВВП обеспечивается научно-техническими новшествами, что является результатом функционирования человеческого капитала. Образование также оказывает положительное воздействие на социальные процессы в обществе: хорошо образованный человек законопослушнее, сам способен формировать здоровую социальную среду, легче адаптируется в изменяющемся обществе. Именно поэтому управление "производством" и "передачей" знаний становится стержневым элементом экономического прогресса.
Никогда еще рост образования не был так необходим обществу для его нормального функционирования, развития и процветания, как в настоящее время. Так, в США большинство исследователей, изучающих проблемы образования, считают современные университеты центрами развития постиндустриального общества. В то же время, по словам бывшего президента Гарвардского университета Дерека Бока, университеты "должны доказывать свое право на существование не своими узкоспециальными победами, а служением интересам государства и планеты в целом". В материалах Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию (Париж, 1998 год) этот тезис формулируется как основополагающая миссия - служить человеку и обществу. Своими научно-исследовательскими и теоретическими работами, своими программами в области образования и профессиональной подготовки, своей деятельностью в области сотрудничества и партнерскими связями с различными секторами общества высшее образование призвано решительно способствовать поиску и определению новых путей к лучшему будущему для общества и человека, направлять и формировать это будущее.
Традиционная миссия сохранения, развития и распространения знаний путем научных исследований и интеллектуального творчества, обучения и распространения знаний в различной форме имеет основополагающее значение. Что касается собственно образовательной деятельности, то стоит задача формирования ответственных, просвещенных и активных граждан, а также подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечения всестороннего развития личности, предполагающая, в частности, как серьезную специальную и базовую, так и хорошую общеобразовательную подготовку; а также и задача учить учиться и учить предприимчивости. Эта миссия имеет важный этический и гражданский аспект, суть которого в том, чтобы помогать в приобретении знаний, квалификации, освоении подходов, ценностей и умений. Одной из наиболее важных задач высшего образования в обществе является выполнение его культурной и этической миссии.
Способствовать распространению непрерывного образования (или образования на протяжении всей жизни) для всех и быть его существенной частью и движущей силой, и для этого преобразоваться - одна из основных миссий высшего образования; в этом и в более широком плане, на высшее образование возлагается большая ответственность за систему просвещения в целом и за образовательную деятельность в обществе; укрепляя свои связи с различными уровнями и различными формами образования, активизируя научные исследования, посвященные вопросам образования, укрепляя и расширяя свои программы подготовки различных категориях работников для системы образования и принимая участие в разработке, дальнейшем осуществлении и оценке политики и реформ в области образования, оно призвано содействовать достижению цели образования для всех и повышению качества и эффективности образовательного процесса в различных его аспектах.
Опираясь на основные принципы, определенные в материалах международных организаций и российских законах об образовании, была разработана Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и План действий Минобразования России на 2002-2004 годы по реализации Концепции модернизации российского образования. В Плане действий, в частности, речь идет о создании университетских комплексов, в которых наиболее полно могут реализовываться миссии высшего образования, как организация непрерывного образования, подготовка квалифицированных специалистов разного уровня, улучшение профессиональной переподготовки и повышения квалификации, укрепление связей с различными уровнями и различными формами образовании, активизация научных исследований, посвященных вопросам образования.
В Постановлении Правительства Российской Федерации N 676 от 17. 09. 2001 г. "Об университетских комплексах" указывается, что комплексы, создаваемые на базе университетов, объединяют "образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации". В целях реализации Постановления Правительства Минобразованием России разработаны Рекомендации по созданию университетских комплексов для подведомственных учреждений и организаций. Основными задачами университетского комплекса, согласно Рекомендаций, являются такие как обеспечение интеграции образования и науки за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе; создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности; реализация единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным программам различных уровней; создание современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов; обеспечение условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников; выработка рекомендаций для решения актуальных проблем субъектов Российской Федерации и отраслей; взаимодействие с органами исполнительной власти, развитие межрегиональных связей при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности; развитие международных связей в сфере образования; выполнение совместных научных проектов. Задачи, сформулированные в Рекомендациях, актуальны и их решение имеет важное значение для развития высшей школы. В то же время в стране уже сейчас без объединения с другими учреждениями и организациями существуют вузы, являющиеся по сути дела университетскими комплексами. Поэтому, наверно, Минобразованию России можно было бы рассматривать вопрос о придании таким вузам статуса университетского комплекса, приняв от них необходимые материалы.
Одним из таких университетов является Уральский государственный университет (УрГУ), имеющий в своей структуре подразделения, реализующие образовательные программы всех уровней. Программу высшего профессионального образования реализуют 13 факультетов, Институт управления и предпринимательства, Высшие женские курсы, ведущие обучение 16 тысяч студентов по 39 специальностям, 18 направлениям бакалавриата, 13 направлениям магистратуры, относящимся к 7 профилям подготовки. Послевузовское профессиональное образование представлено аспирантурой с 53 специальностями и докторантурой с 12 направлениями; работает 10 специализированных советов по присуждению ученых степеней доктора наук и кандидата наук. Университет в больших масштабах ведет повышение квалификации и переподготовку специалистов, в первую очередь преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений и школьных учителей. Только в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и специальных наук (ИППК) за последние пять лет прошли обучение около 3 тысяч преподавателей вузов Уральского региона. Кроме того, действуют два факультета по повышению квалификации преподавателей, Центр профессиональной переподготовки военнослужащих и Центр по повышению квалификации учителей в области информатики, разнообразные краткосрочные курсы для специалистов. Программами дополнительного профессионального образования охвачены и студенты, реализуются программы получения дополнительных квалификаций, дающие больше возможностей для трудоустройства выпускников. Идет также обучение и по нескольким программам среднего профессионального образования. С целью улучшения доступа населения к профессиональному образованию открыто 2 филиала (Ноябрьск, Новоуральск) и 14 представительств, где идет обучение по программам высшего и среднего профессионального образования. Переподготовка и повышение квалификации идет также в филиалах ИППК в Перми и Челябинске.
В структуре университета функционирует специализированный учебно-научный центр (СУНЦ), один из четырех имеющихся в стране, предназначенный для работы с одаренными детьми - учащимися старших классов, проявивших способности и склонности к изучению гуманитарных и естественных наук. Таким образом, в Уральском государственном университете существуют подразделения, реализующие образовательные программы различных уровней, т. е. выполнено одно из основных условий для создания университетского комплекса. Все образовательные подразделения, входящие в структуру университета, тесно связаны между собой, образуют единую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Так, последние годы среди зачисленных на первый курс очной формы обучения 16-17 % составляют выпускники СУНЦ УрГУ. До трети выпускников, обучавшихся по программе среднего профессионального образования, продолжают обучение по программам высшего профессионального образования. Велик процент аспирантов, закончивших ранее УрГУ. Многие выпускники университета со временем проходят переподготовку и повышение квалификации именно в соответствующих подразделениях университета. Второе основное направление деятельности университетского комплекса - это, как следует из Постановления Правительства Российской Федерации, "проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы". Научно-исследовательская работа ведется, помимо кафедр, в двух НИИ: физики и прикладной математики и русской культуры. Кроме того, имеются астрономическая обсерватория, ботанический сад, биостанция, свыше 20 отраслевых и вузовско-академических лабораторий. Успешно развиваются фундаментальные науки о Вселенной, материи и природе, человеке и обществе. Международное признание получили многие научные школы. Университет известен также многочисленными постоянно действующими научно-исследовательскими экспедициями, представляющими большой интерес для ученых многих стран. В структуре УрГУ научная библиотека с общим фондом около 1,1 млн экземпляров и рабочими станциями компьютерной связи с библиотеками мира.
За последние годы в университете созданы межвузовский (совместно с Уральским государственным техническим университетом) научно-образовательный центр "Перспективные материалы" по программе "Фундаментальные исследования и высшее образование" Американского фонда гражданских исследований и развития и Минобразования России, а также Уральский межрегиональный институт общественных наук, финансируемый Московским общественным научным фондом, Минобразованием России, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США).
Уральский университет - признанный региональный лидер в создании и развитии телекоммуникационных компьютерных сетей для науки и образования. На базе УрГУ работают Уральский региональный центр информатизации образования, федеральный узел компьютерной связи, обладающий скоростными каналами выхода в международное информационное пространство, "Интернет-центр" открытого доступа.
Развивается система электронного дистанционного образования. Создана университетская сеть, объединяющая сотни компьютеров с выходом в Интернет. УрГУ возглавляет работу по многим важным программам регионального и федерального уровня в области компьютеризации и телекоммуникаций.
В последние годы значительно активизировалась международная деятельность университета. Заключено 13 генеральных договоров с вузами 11 стран. Ученые университета имеют гранты многих международных фондов, успешно работают в рамках международных программ, создают совместные научно-образовательные подразделения. Так, например, с университетом штата Мичиган (США) достигнуто соглашение об открытии в УрГУ Российско-Американского института экономики и бизнеса. Выполняются в университете и все остальные задачи, указанные в Рекомендациях. Таким образом, можно считать, что Уральский государственный университет является по сути дела действующим университетским комплексом, ведущим опережающую подготовку специалистов на базе интеграции образования и науки и реализующим единую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам различных уровней.
Очевидно, несмотря на многие общие черты, университетские комплексы имеют и будут иметь определенные отличия. Наиболее существенные из них связаны со спецификой комплекса: для какой сферы деятельности идет, в основном, подготовка специалистов, с какими организациями университет особенно тесно и эффективно взаимодействует в своей научно-исследовательской деятельности. Если с этой точки посмотреть на Уральский государственный университет, то его комплекс ориентирован, в основном, на сотрудничество с Российской академией наук, в первую очередь, конечно, с Уральским отделением РАН.
Следует отметить, что необходимость сближения академической науки и высшего образования, их взаимодействия с целью экономического развития страны и совершенствования процесса подготовки специалистов, важность и актуальность которого отражена во многих правительственных документах, осознавалась некоторыми вузами и подразделениями АН уже несколько десятилетий назад. Это полностью относится к Уральскому государственному университету и подразделениям АН Уральского региона. Со времени появления первого на Урале академического института - Института физики металлов (1934 г.) между ним и УрГУ установился тесный контакт как в области научных исследований, так и в области образования. Росло число академических учреждений, расширялись и крепли разнообразные и многочисленные связи между университетом и академическими институтами региона. В 70-80-х годах в каждую пятилетку заключались Генеральные договоры между крупнейшими вузами: Уральским государственным университетом, Уральским государственным техническим университетом и Уральским отделением АН СССР. Во второй половине 80-х годов сотрудничество продолжало развиваться, и Президиум АН СССР 6 февраля 1987 года, принимая постановление "Задачи и перспективы развития Уральского отделения АН СССР", записал (п. 9) "Просить у Минвуза СССР определить Уральскому государственному университету статус базового высшего учебного заведения по подготовке специалистов для научных учреждений Уральского отделения АН СССР". На основании этого постановления был издан приказ Минвуза РСФСР N 709 от 4.09.87 г. "О представлении Уральскому университету статуса базового вуза по подготовке кадров для УрО АН СССР" и в этом же году был заключен "Договор УрГУ и учреждений УрО АН СССР о целевой подготовке специалистов и ускорении научно-технического прогресса". В рамках договора был намечен ряд направлений сотрудничества как в области образования всех уровней, так и в области научных исследований. В 1988 году на основании совместного решения - приказа Президиума АН СССР и Госкомитета СССР по народному образованию - были созданы 3 учебно-научных объединения, в том числе на базе Уральского отделения Академии наук СССР (УрО АН СССР) и УрГУ. В "Положении об учебно-научном объединении УрГУ-УрО АН СССР" указано, что главными задачами объединения, в частности, являются: совместное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; организация подготовки кадров для научных учреждений отделения и наукоемких производств Урала; переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров, эффективное и рациональное использование материальной базы отделения и университета для организации учебного процесса и научных исследований.
В настоящее время сотрудничество Уральского государственного университета и УрО РАН можно характеризовать следующими цифрами. Поддерживаются тесные связи с 14 академическими институтами, расположенными в Екатеринбурге. В институтах УрО РАН работают две кафедры (параллельных компьютерных технологий и экологии), 16 филиалов кафедр университета. Научные исследования ученые университета и институтов УрО РАН ведут в 20 вузовско-академических лабораториях (лабораториях двойного подчинения). Преподавателями на условиях штатного совместительства работают 49 докторов наук и 46 кандидатов наук из УрО РАН. Научные сотрудники читают лекции, руководят курсовыми и дипломными работами, обучают аспирантов. Значителен вклад ученых УрО РАН в становление магистратуры. Особенно ценным для университета является участие в учебном процессе 16 членов РАН. Институты УрО РАН являются базами практики; в прошлом году производственную практику в подразделениях УрО РАН прошли около 20 процентов студентов университета. Ряд институтов предоставляет студентам и аспирантам для пользования лабораторное оборудование, вычислительную технику, библиотеки. Научные сотрудники УрО РАН являются авторами десятков учебных пособий и методических разработок, значителен также их вклад в организацию учебного процесса на ряде факультетов, в организацию обучения по новым специальностям (например, экология, информационные системы). Интересен опыт математико-механического и физического факультетов, институтов математики и механики и физики металлов по отбору лучших абитуриентов, по формированию специальных групп; занимающихся по особым учебным планам. Предполагается, что эти студенты будут пополнять ряды научных сотрудников УрО РАН и вузов. Университет и подразделения УрО РАН ведут большую работу среди школьников, принимая участие в организации различных олимпиад, конкурсов, школ и т. п. Образец многолетнего, эффективного, многопланового сотрудничества подразделений университета и УрО РАН - это математико-механический факультет УрГУ и Институт математики и механики УрО РАН.
В то же время Уральский государственный университет вносит большой вклад в развитие УрО РАН. Ежегодно десятки лучших выпускников идут (а особенно шли в предыдущие годы) в институты УрО РАН. В некоторых институтах до 75 процентов научных сотрудников - выпускники университета. Это подтверждает отзыв Президиума УрО РАН, данный в связи с аттестацией УрГУ, в котором отмечается не только высокий уровень подготовки выпускников, но и то, что именно университет является главным поставщиком высококвалифицированных кадров для УрО РАН. Среди выпускников УрГУ не только директора институтов, руководители структурных подразделений, но и нынешний президент РАН академик Ю. С. Осипов.
В области научной работы практически каждый факультет университета имеет в качестве партнеров 1-2 института УрО РАН, с которыми очень тесное сотрудничество продолжается уже в течение многих десятилетий. Это и совместные научные работы, гранты и проекты, совместное использование дорогостоящего оборудования, создание лабораторий и научных групп, совместное написание монографий. Фактически все научные темы особенно в области естественных наук разрабатываются в тесном контакте с академическими институтами. Последние годы, в связи с появлением системы грантов на научные исследования, ученые университета и УрО РАН представляют проекты на совместные исследования и, как правило, получают финансирование по этим проектам. Практически все докторские диссертации в области естественных наук в университете подготовлены по совместным исследованиям. Основные научные школы, сложившиеся на Урале, представлены учеными как из УрО РАН, так и из Уральского университета. Среди них получившие широкое международное признание школы по математической теории управления, по магнетизму и физике твердого тела, химии твердого тела, физиологии растений, археологии, истории философии.
В последние годы возникло новое направление сотрудничества Университета и УрО РАН - это сотрудничество в области телекоммуникаций и информатизации. Здесь, благодаря совместным усилиям, удалось разработать ряд проектов по созданию единой сети телекоммуникаций вузов и институтов УрО РАН. Эти усилия были поддержаны грантом РФФИ. Уральский университет и УрО РАН разработали проект и вошли с ним в Федеральную программу создания единой телекоммуникационной сети для науки и образования.
Ученые Уральского университета активно и плодотворно сотрудничают и с академическими институтами других городов, и, прежде всего, с институтами Москвы и Санкт-Петербурга. Особенно это относится к тем направлениям научно-исследовательской работы, которые не представлены в Уральском отделении РАН. Сотрудничество УрГУ и УрО РАН особенно активизировалось в последние годы в связи с появлением в 1997 году Федеральной целевой программы "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки". Для выполнения проектов ФЦП "Интеграция" было создано во главе с Уральским государственным университетом объединение четырех вузов и 15 учреждений УрО РАН, продолжающее свою деятельность и в настоящее время.
Таким образом, при решении вопросов, связанных с созданием университетских комплексов, наверно, следует учитывать следующее. Первое: существуют вузы, уже в настоящее время являющиеся де-факто университетскими комплексами и необходимо признание их таковыми де-юре. Второе: университетские комплексы могут иметь определенные особенности, связанные со спецификой, т. е. для какой сферы деятельности идет, в основном, подготовка специалистов, в каких областях науки ведутся исследования, с какими организациями особенно эффективно осуществляется сотрудничество.
В. П. Прокопьев, 2003
См. также:
• О.А.Александрова, А.В.Кортунов, Е.В.Кулагина, Д.М.Логинов, Н.Я.Осовецкая, И.В.Павлюткин. Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011 гг. [Книга]
• Е.Н.Бондаревская. Международные аккредитации российских бизнес-школ // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 1. С. 182-186. [Статья]
• Т.Д.Подсыпанина. X Международная конференция Российской ассоциации бизнес-образования «Трансформация образования в современном мире: причины, проблемы и новые возможности» // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 1. С. 173-178. [Статья]
• А.Г.Старков. Международная научно-практическая конференция «Преподавание и исследования в области маркетинга: вызовы XXI века» // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 2. С. 174-178. [Статья]
• Т.Д.Подсыпанина. Годовое собрание Российской ассоциации бизнес-образования // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 4. С. 105-107. [Статья]
• А.В.Соколов. Долгосрочное прогнозирование тенденций развития образования методами Форсайт // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 66-76. [Статья]
• Л.О.Филатова. Профильное обучение в зарубежных странах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т. 3. № 1. С. 144-158. [Статья]