Анонс событийМеждународная конференция "Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства"10-11 июня состоится Международная конференция Философские, социально-экономические и правовые основания современного государства . Организатор: кафедра философии «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения»31 мая 2010 года в ГУ ВШЭ (Москва) состоится конференция, посвященная 15-летию международного исследовательского проекта Российский мониторинг экономического положения «Национальный проект - Россия»1 июля 2010 года в Москве, в Центре международной торговли по инициативе Ассамблеи делового сообщества состоится Всероссийская акция Национальный проект - Россия |
Психология глобальных изменений человека на примере телезрительской аудиторииДата первой публикации: февраль 2008 Первоисточник: www.cspdom.ru Глобальные изменения, происходящие в последнее время, коренным образом меняют зрительскую аудиторию телеканалов. Новые технические возможности позволяют быть телезрителем чуть ли не 24 часа в сутки, находясь дома, на работе, отдыхая или занимаясь делами вне дома. Новые культуральные особенности меняют не только запросы телезрителей, но и формируют новые зрительские аудитории, которые не исследуются традиционными методами оценки телеаудитории (например, для крупных российских городов характерно большое число иммигрантов, переселенцев или просто приезжих из других регионов, которые также являются потребителями продукции телеканалов). Скорость изменения зрительской аудитории растет с геометрической прогрессией. Изменения происходят в потребностно-мотивационной сфере человека, его ценностных ориентациях, картине мира. Появляются новые технические возможности, под которые изменяются психофизиологические свойства человека. Разработка и внедрение какого-либо нового канала требует временных затрат минимально от 6 до 18 месяцев, а формирование круга лояльных и преданных каналу телезрителей — от 12 до 24 месяцев. Чтобы стать конкурентоспособным, телевидению необходимо знать психологию телезрителей будущего, хотя бы ближайшего: через ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ При оценке современной зрительской аудитории предлагаем отталкиваться в первую очередь от внешних факторов, влияющих на формирование образа жизни, жизненной позиции, мировоззрения и картины мира современного телезрителя. Человек оказался втянут в общие системные изменения, происходящие в мире и получившие название глобализация. Суть этих глобальных изменений заключается в создании единой глобальной «мировой паутины» из информационных, финансово-экономических, транспортных и энергетических коммуникаций. В результате чего человек начинает жить в мире без границ с виртуализацией всех информационных процессов, в мире, где постоянно необходимо сталкиваться с инновациями. Глобализация оказывает влияние на формирование нового человека, с совершенно конкретными изменениями психических процессов, свойств и состояний. Такие изменения ведут к изменению потребностей, мотивов, самоидентификации человека, смыслов, ценностей, системы восприятия информации о мире. Современная зрительская аудитория требует от средств массовой информации, в том числе и от телевидения, совместных с ней изменений. То есть телевидение должно меняться вместе со своим зрителем. Самые яркие изменения в восприятии телевидения связаны с изменением технических возможностей. Сам телевизор уже далеко не роскошь — даже стоимость обычного телевизора меньше минимального размера оплаты труда. Телевидение начинает работать в фоновом режиме. Зритель включает телевизор и довольно быстро переключается на другие дела, оставляя телевизор работать. Распространено явление, когда зритель смотрит несколько программ одновременно, переключая каналы. Время просмотра телепрограмм меняется. Если раньше, зритель смотрел телевизор в основном утром и вечером (до и после работы), то сейчас многие имеют возможность смотреть телевизор и в течение дня. Увеличился и сам набор телевизионных каналов, доступных для просмотра. В каждом доме количество таких телеканалов ИЗМЕНЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ В современном стремительном мире человеческая психика оказывается под давлением многих дестабилизирующих факторов. Под этим негативным влиянием в первую очередь утрачиваются или подвергаются трансформации такие основополагающие вещи, как смысл жизни, ценность жизни и цели жизни. Современные люди теряют цели, ради которых стоило бы жить, жизнь становится скучной и неинтересной. Телевидение, как уникальный вид коммуникации, может подсказать человеку смысл, ценность и цели жизни, дать новую систему координат. Современные люди нуждаются в новой системе координат, этот образ новой лучшей жизни необходимо доносить простыми способами, при этом новые стандарты должны быть лучше (ярче, эффективней, привлекательнее) старых. Многие телевизионные каналы, работая на конъюнктуре, не формируют свою зрительскую аудиторию, а используют упрощенные правила: человека привлекает то, что его пугает или то, чего он желает. В итоге на телеканалах культивируется секс, насилие и жестокость. Формирование через телевизионное вещание новых стандартов жизни у зрительской аудитории — это процесс создания собственных, лояльных телевидению зрителей. ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ТЕЛЕЗРИТЕЛЕЙ Снижение уровня концентрации и устойчивости внимания. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Основные характеристики внимания это: устойчивость (способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте); сосредоточенность (способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом не отвлекаться на мешающие факторы), переключаемость внимания (перевод с одного объекта на другой, переключение с одного вида деятельности на другой), и объем внимания (объем информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания). Внимание современного человека кардинальным образом меняется. Повышаются такие показатели, как переключения внимания и объем внимания. Снижаются устойчивость и сосредоточенность. Современный человек, попадая на улицу должен одновременно удерживать в зоне своего внимания огромное количество объектов: движущиеся автомобили, реклама, поведение окружающих людей, погода, свое внутреннее состояния и т.д. и т.п. При этом человек быстро переключается с одного вида деятельности на другой — за считанные единицы времени он может последовательно выполнять серию совершенно разных действий. Например, переходить дорогу, общаться по телефону, правильно вычислить номер общественного транспорта, который ему необходим и при этом оценить, успеет ли он добежать до автобуса или нет. То же самое человек проделывает и дома, когда включает телевизор. Человек может одновременно смотреть три-четыре канала. Переключение внимания современного зрителя доведено практически до совершенства (с поправкой на половозрастные особенности). Психофизиологические возможности зрителя позволяют воспринимать большое количество информации, но современный человек не готов долго концентрироваться на одном и том же. Чтобы привлечь телезрителя визуальные образы должны быстро сменять друг друга даже внутри одного сюжета. Конкретность мышления. Мышление отражает объективные отношения окружающего нас мира. В самом определении мышления заложен вектор изменений, которые происходят с современным человеком. Число объектов в окружающем мире, между, которыми формируется отражение, растет. Человек на улице в единицу времени должен принимать огромное количество решений, которые иногда имеют жизненно важное значение: перейти дорогу и успеть вовремя или подождать когда пройдет колонна машин, как относиться к человеку, который бежит навстречу и размахивает руками, или к человеку, который делает резкое движение и т.д. Чем больше человек принимает решений, тем реже он пользуется сложными схемами, тем проще сами схемы принятия решений. Поэтому современное телевидение должно предоставлять простую и понятную информацию, во многом упрощая ее. Только тогда человек будет готов воспринимать эту информацию, а следовательно — смотреть телевизионный канал. Изменения процессов запоминания. В современном мире, когда темп жизни ускоряется, запоминаются самые простые, яркие, точные и однозначные эмоциональные образы. Это парадокс глобального мира, некая деградация процессов памяти. Современный человек, чтобы выжить легче, запоминает образы, а не логические построения. Так как образы несут больше информации. Он не запоминает длинные высказывания, серьезные рассуждения, ему проще запомнить образ, как это выглядит. Поэтому телевидение передаваемую информацию должно сопровождать образами яркими, эмоциональными, запоминающимися, необычными. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ОТ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ Глобализация создала такие технические устройства, которые «проложили» наиболее простой и экономичный путь доставки информации прямо в мозг человека. Телевидение — технический прием доступа к центру удовольствия человека / зрителя, который блокирует все остальные сложные многоступенчатые системы достижения счастья. ТВ находится на пути, который описан фантастами, как подключение центра удовольствия человека проводами к источнику раздражений через розетку. И тогда человеку ничего не нужно для счастья: ни знаний, ни творчества, ни переживания чувства победы, достижений — он безо всяких усилий со своей стороны получает прямое раздражение центра удовольствия. Поэтому десятки миллионов людей безо всякого смысла для себя, а часто и во вред себе, проводят все возможное время у экрана ТВ. Психика человека выработала психологические защиты человека от такого потока информации, люди не являются уж такими беспомощными потребителями ТВ информации. Смысл механизмов психологической защиты в том, что в затруднительной ситуации человек бессознательно перекрывает доступ в психику опасной информации за счет ее «переформатирования» в совершенно иное содержание, нежели имели в виду его создатели. Иначе говоря, автоматически, он преобразует опасную для себя информацию в безопасную, неприятную — в приятную, глупую — в умную, серьезную — в несерьезную. Именно поэтому сегодня КПД телеинформации на порядок ниже, чем можно было бы предположить по небывалой в истории общества концентрации в каждом телевизионном эпизоде самых интенсивных стимулов для привлечения внимания телезрителя. Приведем самый простой пример: звуковой прием рекламы — увеличение громкости во время рекламы. Это прием основан на генетически обусловленном ориентировочном рефлексе. Зритель на мгновение обращает внимание на новый, выделяющийся из общего фона, раздражитель. Однако, поняв в чем дело, зритель окончательно отключает свое внимание от канала. Такой примем рекламы адекватен только на этапе повышения известности рекламируемого товара, но никак на увеличение потребительского спроса. В рамках своего интенсивного развития ТВ уже давно перешагнула все мыслимые границы, чтобы вызвать у своих потребителей удивление, страх или страдание, гнев или решительность, отвращение, презрение, как каналы проникновения в сознание человека для модификации его поведения. Многие программы с этой точки зрения совсем недавно именовались бы святотатством. Однако, эффект от предельного форсирования соответствующих сцен и слов становится все менее значительным. Это значит, что усиливаются механизмы психологической защиты телезрителей. А именно: - Регрессия — недопущение проникновения в сознание человека неприятных и опасных мыслей. - Подавление — отказ отдавать себе отчет в уже проникших в сознание неприятных и опасных мыслей и формулировать их. - Интеллектуализация — пресечение переживаний, вызванных неприятной ситуацией, или упорядочение несовместимых установок при помощи логических манипуляций. - Рационализация — попытка доказать с целью самоутверждения, что собственное поведение является рациональным и оправданным, а поэтому социально одобряемым. Это механизм подыскания убедительных доводов для недостаточно одобряемых действий и желаний. - Отрицание реальности — защитой от неприятной действительности путем отказа трезво воспринимать ее, часто принимающая формы ухода в болезнь, поглощенность чем-либо. Значимость такой точки зрения в том, что необходимо трансформировать телевизионную информацию не на пути ее интенсификации (громче, резче, откровеннее), а на пути ее содержательного преобразования в слабых формах интенсивности. К сожалению, от этого способа воздействия телезритель не имеет генетически заданной защиты. Нечто подобное произошло с шумом. Слуховой анализатор человека при чрезмерной интенсивности звука автоматически «закрывается» с целью защиты своей структуры. Но появились интенсивные звуки в высокочастотном диапазоне (рев авиадвигателей), которых нет в природе, и на которые у человека нет «ушного рефлекса». К счастью, современное телевидение работает в диапазоне эмоций, мыслей, переживаний, которые предусмотрены механизмами психологической защиты, и при любой их интенсивности эти механизмы успешно защищают психику человека от разрушающей информации и влияния. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ Психология современного телезрителя такова, что он готов получать и усваивать информацию, обладающую следующими характеристиками: Конкретность (позволяет индивиду реализовать ее немедленно в реальном времени и пространстве). Конкретность информации означает, что телезритель получает специальные «знания» об интересующем его предмете. Такие знания не обязательно должны быть востребованы «здесь и сейчас». Телезритель как бы впитывает в себя информацию, которую при необходимости, может извлечь из своей памяти и воспроизвести. Такая информация не требует объяснений, легко запоминается, и является основой простых решений. Конкретность информации подразумевает биполярность выбора. Например, на вопрос «Быть или не быть?» может быть только два ответа: «Быть» и «Не быть». Это конкретно. Практичность (оценивается по ее действенности в процессе реальной работы в реальной ситуации).Практичность информации подразумевает возможность использовать информацию в реальных жизненных ситуациях. Это — «умения», четкий алгоритм действий, инструкции по применению (кстати, программы «Москва (Питер) — инструкция по применению» полностью отвечает требованиям, предъявляемым к практичности информации). Жизнь всегда подкидывает новые ситуации, с которыми человек ранее никогда не сталкивался. И телезритель нуждается в наборе таких готовых действий на все случаи жизни. Читабельность (проверенная адаптированность к тезаурусу субъекта, получателя информации);Читабельность информации — это схемы, таблицы, визуальные образы, которые позволят легче запоминать транслируемую информацию. (речь диктора, ведущего, выступление эксперта). Организованность (представление информации в современной форме, регламентированной требованиями к научным отчетам, рукописям для издания, компьютерным и телевизионным программам и т.п.);Критерий организованности информации указывает на то, что сама информация должна быть структурирована в соответствии с правилами и формами, принятыми в качестве «стандартных» на конкретном телеканале. Телезритель, получая информацию в той форме, которая уже ему знакома, с большей легкостью и удовольствием будет готов к ее восприятию и принятию. Тем самым можно говорить о привыкании лояльного телезрителя к определенным стандартам вещания Достаточность (не более того, что необходимо для понимания проблемы, и которая не перегружает восприятие, память и мышление личности);Информации не должно быть много ее должно быть ровно столько, сколько необходимо для решения задачи. В случае, если телезритель будет нуждаться в дополнительной информации — он сам найдет возможность ее достать. Но в случае, если дополнительная информация телезрителю не нужна — он заскучает и перестанет ее воспринимать в лучшем случае, а в худшем — просто переключит канал. Грубейшей ошибкой современного телевидения может быть чрезмерное и долгое описание понятных вещей. Необходимость (это та информация, без которой невозможно достижение целей получателя информации);Необходимость информации означает, что она должна отвечать потребностям телезрителя, быть актуальной тем проблемам, с которыми он сталкивается. При этом проблемы могут быть как реальные, так и виртуальные — т.е. сформированные телеканалом. Объективность (имеет признаки достоверности, доказанной научными методами, а также ее полнота, исключающая утрату сведений об объекте);Телевидение — как средство массовой информации, вызывающее максимальное доверие рецепиента, должно отвечать критерию объективности информации. В первую очередь это означает логическую непротиворечивость информации, люди не будут доверять каналу и не будут его смотреть, если информация не вызывает доверие. Приведем в пример классический фильм «Затерянный мир» — это увлекательный фильм о динозаврах в ХХ веке. В начале фильма идет легенда, объясняющая логику происходящего. Если бы такой легенды не было, фильм был бы не логичным (каким образом появились динозавры в Системность (определяется ее целостностью, доказанной 15 принципами гармонии).Критерий системности информации заключается в том, что телеканал во всех своих программах исходит из единой общей концепции (системы), с которой сверяет все транслируемые программы. В комплексе, информация и программы телеканала должны представлять собой звенья одной цепи, должны демонстрировать телезрителю основной стиль, миссию и концепцию канала. В результате выстраивается единая система координат: что плохо — что хорошо. КАК ПОНЯТЬ ПСИХОЛОГИЮ ТЕЛЕЗРИТЕЛЯ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО? МИССИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ Телевидение — это средство информационной агрессии, средство интеллектуальной экспансии. Телевидение меняет поведение людей, навязывает стереотипы отношений. Российское телевидение, а следовательно, российское общество, попала в жуткий порочный круг, связанный с отсутствием представления государства о том, какого человека государство хочет воспитать. В итоги стереотипы отношений и стили поведения для целой страны навязывают хаотично, не имея четкой структуры, закрывая бреши. Суть это порочного круга: изначально по психологической структуре человека привлекает то, что интересно и то, что страшно, то есть секс и насилие. Следовательно, насилие на телеэкране повышает рейтинги программ, сами рейтинги измеряются методами телеметрией. Высокие ТВ-рейтинги вынуждают телеканалы повышать число программ с насилием и интенсивность агрессии на телеэкране. В свою очередь сцены насилия и агрессии формируют стиль поведения и стереотипы отношений у населения. Круг замыкается. Порочность круга усиливается искаженными ТВ-рейтингами, на основе которой формируется телевизионная сетка. Результат данной политики: такого количества сцен насилия и извращенного секса, как в России, на телеэкранах в прайм-тайм сложно найти на каналах США или других стран. В России идет информационная война, навязываются стили поведения неконкурентоспособные в современном глобальном мире. Итогом такого политики порочного круга — деградация населения, деградация смысла и ценностей жизни, высокая смертность. Итак, основа психологии телезрителей ближайшего будущего — это потребность в новых современных стилях поведения и стереотипах отношений, которые будут эффективны в глобальном мире. Люди готовы усваивать новые стили поведения и ждут это от телевидения. То телевидение, телевизионные программы, которые показывают новые стили поведения — заведомо обречены на успех. Можно долго фантазировать какие стили лучше всего прививать обществу через телевидения: патриотический стиль поведения, националистический стиль поведения, стиль поведения шведской семьи, стиль наркоманов — возможно все. Главное решать проблему системно и с помощью научного подхода. Назрела необходимость в проведении глобального исследования Предлагаем глобальное исследование по «Психологии влияния телевидения на поведение людей», которые позволят лучше понимать зрительскую аудиторию и оценивать происходящие изменения. Для государства этот проект позволит не только оценивать как телевидение влияет на людей, но и разрабатывать технологии изменения поведения (внедрения новых норм поведения), на основе того, каким человек, общество должно стать. Список литературы: 1. Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения повседневное использование и злоупотребление. СПб, 2002г. |
Авторизация
|
||
Орлова Светлана ЮрьевнаКаков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства, во что играют, что читают и смотрят наши дети - это определяет их и наше будущее, человеческий капитал завтрашней России. Сегодня важно не только предугадать
Электоральные настроения жителей Ярославля. Отношение к предстоящим выборам мэра городаОбобщенные выводы по опросу и фокус-группам Нестабильность, быстрое изменение общественного мнения в Ярославле, как признак современной электоральной ситуации. Специфика инфомационно-эмоциональной среды, настроение избирателей - это четкое
Базовая психологическая модель человеческого капиталаВо все времена человеческий капитал был продуктом научной мысли, психолого-педагогической и социальной практики. Человек во все времена преднамеренно и осмысленно формировался под реалии своего времени на основе теоретических моделей, положенных |